Физики впервые создали молекулярный позитроний

Профессор Миллс впервые получил молекулы, состоящие из двух атомов позитрония – причудливой смеси вещества и антивещества (фото с сайта newsroom.ucr.edu).

Аллен Миллс (Allen Mills) и его коллеги из университета Калифорнии в Риверсайде (University of California, Riverside) утверждают, что обнаружили свидетельство существования в лабораторной установке двухатомных молекул позитрония – впервые в мире.

Позитроний – это атом, аналогичный атому водорода, но протон в нём заменён на позитрон (антиэлектрон). Поскольку вещество и антивещество аннигилируют – позитроний крайне нестабилен. Он живёт меньше миллиардной доли секунды и превращается в гамма-лучи.

Потому добиться не просто возникновения таких атомов, но ещё и повышения их концентрации, чтобы они сблизились между собой – крайне сложно.

Но в теории, два атома позитрония способны создать короткоживущую молекулу — Ps2, химически идентичную молекуле водорода, но отличную от неё с точки зрения физики (например – легче почти в 2 тысячи раз).

На практике это, кажется, удалось только теперь – группе Миллса. Исследователи направляли луч позитронов, испускаемых при распаде радиоактивной формы натрия, в цель, сделанную из кварца, полного крошечных отверстий.

В столкновениях некоторые из позитронов забирали у кварца электрон, чтобы сформировать позитроний. Атомы позитрония накапливались в пористом кварце, и некоторые из них формировали на короткое время молекулы Ps2.

Об этом говорило измерение уровня гамма-радиации (возникавшей в результате аннигиляции молекул позитрония) с уровнем, рассчитанным ранее по модели. Уровень был необычайно высок, что указывало на кратковременное образование молекул позитрония.

Это не единственно возможное объяснение результатов. Авторы работы намерены ещё всё перепроверить, и отсеять возможные ошибки, используя иные мишени в аналогичных опытах.

Но если достижение подтвердится, оно будет первым свидетельством реакции из области принципиально новой химии – химии «взрывающихся» атомов, физически отличных от тех, с которыми мы привыкли иметь дело.

Читайте также о звездолётах на антиматерии.

Физики сделали невозможный лазер