Наночастицы снижают негативное действие радиации на организм

Работа фуллеренов в клетке. Молекулы C60 (похожие на футбольные мячи) притягивают активный кислород (красные двойные кружки) (иллюстрация с сайта csixty.com).

Адам Дикер (Adam Dicker) из американского университета Томаса Джеферсона (Thomas Jefferson University) и компания C Sixty полагают, что фуллерены помогут защищать ткани людей от побочных эффектов воздействия радиации и химиотерапии, при лечении рака.

Исследователи рассчитали, что параметры электронных оболочек молекулы C60 позволят этому «шару» из атомов углерода эффективно притягивать к себе и нейтрализовывать так называемые активные формы кислорода — один из главных факторов повреждения клеток при лечении пациентов химиотерапией и облучением.

Проверили учёные это предположение на эмбрионах рыбок — полосатом данио (Zebrafish). Эмбрионы эти прозрачны — так что на них хорошо видны повреждения органов.

Опыт показал, что фуллерены, вводимые или перед, или непосредственно после облучения, снижали повреждения органов наполовину — на две трети, то есть — столь же хорошо, как препарат амифостин, используемый в аналогичных целях.

Но амифостин — ядовит. А C60, как полагает C Sixty — нет. Хотя другие группы исследователей ранее сообщали, что «бакиболлы» — очень опасны для здоровья. C Sixty, между тем, считает их лекарством будущего (даже имя фирмы — говорящее).

Впрочем, прежде, чем принести фуллерены в медицинскую практику, как признают сами авторы этой идеи, потребуется провести ещё множество исследований, как в отношении клинической эффективности препарата для людей, так и в отношении его безопасности.

Найден ген регенерации у червей