Древний Марс был недружелюбен к жизни

Марсианская геологическая летопись (фото NASA/JPL/Cornell).

Доктор Стив Сквайрс (Steve Squyres) из Корнелла ( Cornell University), ведущий учёный миссии Mars exploration rover, опубликовал самый подробный отчёт об открытиях одного из двух марсианских роверов — Opportunity — в области по имени Meridiani Planum.

Учёные вывели, что химические условия на древнем Марсе (но именно в этом регионе, который изучил робот) были очень трудными для гипотетической молодой жизни: высокий уровень кислотности, различные вещества-окислители, лишь в отдельные периоды присутствовала влага.

Причём учёные заметили: если жизнь на Марсе появилась в другом регионе или в более ранние эпохи, по сравнению с периодом, проанализированным в этой миссии, то она могла бы приспособиться к таким условиям. Но вот химические реакции, которые, гипотетически, могут предшествовать жизни — в данной области планеты едва ли могли идти.

Проникнуть в прошлое планеты роверу помог кратер Endurance, где найден выставленный наружу срез из 7 метров осадочных слоёв. К слову, учёные разделили их на три зоны.

Самая древняя — «сухие дюны». Средняя — тоже песок, но несколько иной по виду. И там, и там некоторые частицы породы были рождены в присутствии небольшого количества воды. Верхний слой этого среза — самый молодой. Здесь отложения несут следы уже целых водяных потоков.

Специалисты проверили свои расчёты на «реплике» марсианского грунта, через который пропускали подкисленные жидкости. Получаемые в результате минералы были очень похожи на те, что нашёл Opportunity.

Авторы работы напоминают, что на Земле есть немало микроорганизмов, живущих в аналогичных условиях: например, в кислом речном бассейне по имени Рио Тинто (Испания), но микробы эти — «десант» из популяции, которая процветает рядом — в менее агрессивной среде.

В принципе, на Марсе могла бы произойти аналогичная ситуация. Так что вероятность обнаружения там жизни (или её следов) всё равно не равна нулю.

О некоторых научных результатах миссии вы можете прочитать в наших прошлых новостях — тут, тут, тут, тут и здесь.

Совсем недавно, кстати, астрономы не нашли ещё одно доказательство отсутствия жизни на Марсе.

Не найдено ещё одно доказательство отсутствия жизни на Марсе