Поляризация древнего света подтверждает теорию инфляции Вселенной

Вверху: распределение отклонений в температуре микроволнового фона. Белые линиии — поляризация «самого древнего света». Внизу: концепция Большого взрыва и фазы инфляции в первое мгновение жизни Вселенной (короткий белый участок слева) (иллюстрации NASA/WMAP Science Team).

Американский космический зонд микроволновой анизотропии имени Уилкинсона (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe WMAP) предоставил астрономам новые данные, подтверждающие верность теории Большого взрыва.

Этот аппарат уже много лет занят съёмкой микроволнового фона – своего рода светового «эха» от Большого взрыва. И ему удаётся постоянно выявлять всё новые и новые детали, точнее – это удаётся учёным, занятым в анализе данных с этого спутника. Кстати, о работе WMAP и о некоторых ранних результатах этой миссии мы уже рассказывали.

Теперь аппарат предоставил новые доказательства, говорящие в пользу понятия инфляции Вселенной, предложенного учёными 25 лет назад: Вселенная расширилась в несколько триллионов раз менее, чем за триллионную долю секунды после Большого взрыва, а потом уже происходило то, более «спокойное» расширение, которое мы наблюдаем сейчас (подробнее об этом можно прочесть в Википедии).

Ведущий учёный WMAP, физик Чарльз Беннетт (Charles Bennett) из университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University), поясняет, что сейчас, по мере того, как спутник наращивает суммарное время наблюдения, астрономы смогли получить от WMAP новые тончайшие детали в картине микроволнового фонового излучения. Причём как по температурным колебаниям, так и по поляризации этого излучения. И данные эти на удивление хорошо согласуются с предсказанными теорией.

Они соответствуют эффектам взаимодействия пространства, энергии и вещества, которые шли в фазе инфляции и должны были проявиться в виде характерных «подписей» в микроволновом фоне. Таким образом, учёные ещё на шаг приблизились к пониманию того, что произошло в первый миг Вселенной — 13,7 миллиарда лет назад.

Читайте также о том, как суперкомпьютер воспроизвёл историю Вселенной.

Звук внутри звезды помог астрономам увидеть обратную сторону Солнца

15 марта 2006

Учёные озадачены: кометы рождаются в огне?

14 марта 2006