Физики доказали, что варёное яйцо может прыгать

Заставить яйцо прыгать на своей кухне вы, к сожалению, не сможете. А если и сможете, то скачков не увидите (фото с сайта nature.com).

Два года работы, специально построенная машина, связанная с быстродействующими видеокамерами, микрофонами и датчиками — всё это потребовалось команде японских исследователей, чтобы наконец доказать: вращающееся яйцо, сваренное вкрутую, может подпрыгивать.

Четыре года назад Ютака Симомура (Yutaka Shimomura) из университета Кейо (Keio University) и кембриджский физик Кит Моффэтт (Keith Moffatt) показали: если положить яйцо на бок и раскрутить, оно примет вертикальное положение, и виновата в этом, по большей части, сила трения. Также учёные предсказали, что те же самые силы должны заставить яйцо совершать небольшие прыжки.

Чтобы проверить эту гипотезу, группа Симомуры сделала устройство, способное «идеально» вращать яйца. Это было необходимо, так как следовало убедиться, что эффект происходит не из-за восходящего движения, связанного с вращением вручную.

Машина для вращения яйца со скоростью 1800 оборотов в минуту была построена, и начались эксперименты с металлическим яйцом. Его горизонтально положили на плиту из полированной меди, раскрутили машиной и сняли вращение быстродействующими камерами.

На предполагаемый зазор между яйцом и пластиной был направлен свет, параллельно с этим микрофоны улавливали возможные звуки, кроме того, датчики фиксировали возможный перерыв в физическом контакте между двумя объектами, обнаруживая изменение в электрической ёмкости медной пластины.

Убедившись в том, что металлическое яйцо действительно подскакивает, исследователи взяли настоящее, сваренное вкрутую яйцо и увидели то же самое: скачки, на высоту меньше одной десятой миллиметра продолжительностью несколько тысячных долей секунды.

Симомура говорит, что скачки связаны с колебаниями вращающегося яйца, которые, в свою очередь, вызваны случайными, небольшими колебаниями в условиях вращения, типа асимметрии яйца или грубой поверхности. Это делает «подъём» яйца несколько судорожным, из-за чего и происходят прыжки.

Теперь учёные надеются выяснить, случаются ли скачки в случае с сырыми яйцами, движение которых усложнено хлюпаньем жидкого желтка.

Они объясняют, что крошечные случайные колебания являются обычным явлением для разных «технических ситуаций», типа бурных потоков воздуха или воды вокруг больших объектов. Таким образом, учёные думают, что подскакивающее яйцо — хороший «игрушечный» пример важного и широко распространённого процесса.

Читайте также о том, как физики заманивают атомы в упаковку для яиц, и как тухлые яйца помогают осваивать космос.

Британский зоопарк отучил обезьян воровать мобильники