Учёные обнаружили свидетельство непостоянства природной константы

Измерение поглощения лазерного луча водородом в лаборатории Vrije Universiteit (фото Laser Center/Vrije Universiteit).

Группа физиков из нидерландского университета Фрейе (Vrije Universiteit), Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе и Парижского астрофизического института (Institut d’Astrophysique de Paris) нашла свидетельство, что со времени младенчества Вселенной одна из природных констант изменилась.

Речь идёт о «мю» (μ) — отношении масс протона и электрона. Если результаты нового эксперимента верно интерпретированы, то за последние 12 миллиардов лет μ уменьшилась на 2 тысячных процента (текущее значение этой константы 1836,153).

Проявилось это изменение в разном поглощении света водородом: в космосе (изучался свет, выпущенный двумя далёкими квазарами и прошедший через холодные межзвёздные водородные облака) и в лаборатории (лазерные лучи прошедшие через лабораторную установку).

Поскольку длины поглощаемых водородом волн зависят от значения μ — крошечное отличие в измеренных длинах (но больше, чем ошибка измерений) говорит об отличии этой константы в прошлом, что добавляет ещё один кирпичик в пользу набирающих популярность представлений, будто природные константы — и не константы вовсе, и за миллиарды лет могут постепенно меняться. Сами процессы поглощения света в случае с квазарами и лабораторным опытом как раз разделяли миллиарды лет.

Результат исследования был опубликован в Physical Review Letters.

Ранее, кстати, учёные обнаружили свидетельство непостоянства другой постоянной — альфы — постоянной тонкой структуры.

И то, и другое наблюдение говорит в пользу теории струн, предполагающей такие космологические изменения на протяжении развития Вселенной. Непостоянство констант может быть отражением наличия в природе дополнительных пространственных измерений.

Потому данное открытие вполне может служить ещё одним поводом для пересмотра текущих представлений об устройстве Вселенной.

Вселенная в компьютере неожиданно показала быстрое взросление галактик