Впервые за 83 года открыт новый род обезьян

Rungwecebus kipunji ведёт очень затворнический образ жизни, так что отснять этих животных достаточно трудно (фото Tim Davenport/WCS).

Неожиданное продолжение получила история открытия нового вида обезьян, произошедшее в прошлом году. Проведя морфологические, филогенетические и молекулярные исследования, учёные заявили, что промахнулись тогда с определением рода, и речь идёт о куда более важном открытии — новом роде обезьян.

Довольно большая обезьяна, которой долго удавалось скрываться от людей, была найдена в 2005-м в Танзании. «Мембрана» детально рассказывала об этой находке.

Тогда учёные приписали «новобранца» к роду Lophocebus, назвав, соответственно, вид Lophocebus kipunji, однако, теперь выяснилось, что это — новый род обезьян, первый за последние 80 с лишком лет. Соответственно, вид переименован в Rungwecebus kipunji.

Род Rungwecebus назван по имени вулкана Рангве, на лесистых склонах которого, а также в примыкающем национальном парке и живёт эта обезьяна. Кроме Рангве она обитает ещё в одном месте в Танзании, но во всех этих районах находится под угрозой вымирания из-за деятельности человека. Так что даже рассматривается вопрос о занесении Rungwecebus kipunji в Красный список международного сюза сохранения природы — IUCN Red List.

«В настоящее время мы делаем перепись, но обезьяны Kipunji почти наверняка насчитывают меньше 1 тысячи особей», — сказал лидер исследователей, один из открывателей этой обезьяны, Тим Дэвенпорт (Tim Davenport) из Общества сохранения дикой природы (Wildlife Conservation Society).

Детальный анализ обезьяны стал возможен после того, как один мёртвый экземпляр был обнаружен в капкане фермера. Ранее учёные могли лишь наблюдать животных со стороны, изучая их по видео и фото.

О результатах исследования международная команда учёных во главе с Дэвенпортом сообщила в журнале Science Express.

Соавтор работы, Билл Стэнли (William Stanley) из чикагского «Полевого музея» (Field Museum), рассказал: «Информация о том, что это — новый род, вызвала у меня дрожь в спинном хребте».

«По генетике выходит, что новая обезьяна близко связана с бабуинами, но череп её ни капли не похож на череп бабуина», — добавил Стэнли. Также интересно, что эта довольно стройная обезьяна — Kipunji — живёт, главным образом, на деревьях, в противовес массивным родственникам — бабуинам, живущим, в основном, на земле.

Учёные полагают, что анализ танзанийской обезьяны даст им уникальную возможность понять развитие обезьян в Африке. Они отмечают, что странная родословная и нынешний вид этой новой обезьяны могут объясняться её изолированностью от больших сообществ приматов центральной Африки – из-за озёр Танганьика и Руква.

Дельфины распознают свои и чужие имена