Солнечная система может содержать несколько чёрных дыр

Арли Петтерс полагает, что уже в 2007 году у нас появится шанс найти миниатюрные чёрные дыры в Солнечной системе (фото Duke Photography).

Чарльз Китон (Charles R. Keeton), профессор физики и астрономии из университета Ратжерса (Rutgers University), и Арли Петтерс (Arlie O. Petters), профессор физики и математики из университета Дюка (Duke University), разработали систему экспериментальной проверки теории бран, утверждающей, что наш привычный трёхмерный (не считая времени) мир — это многомерная мембрана (брана), являющаяся лишь составной частью более «общей» Вселенной, насчитывающей четыре (или больше) пространственных измерения.

Математическая работа Китона и Петтерса показывает, как на практике можно проверить данное представление. Авторы работы стремятся верифицировать теорию гравитации «Тип 2 модели гравитации мира бран Рэндалл-Сандрума», названную по именам её авторов — Лизы Рэндалл (Lisa Randall) из Гарварда (Harvard University) и Рамана Сандрума (Raman Sundrum) из университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University).

Теория бран предсказывает, что в ранней Вселенной образовывались очень небольшие чёрные дыры с массой, сопоставимой всего-навсего с астероидом. По Общей теории относительности, такие маленькие чёрные дыры до наших дней не дожили — они постепенно испарились. По теории бран — они благополучно существуют и сейчас. Более того, они могут составлять ту самую скрытую массу Вселенной, быть частью тёмной материи.

Китон и Петтерс вычислили, что в случае, если модель Рэндалл-Сандрума верна, этих микроскопических чёрных дыр так много во Вселенной, что несколько штук из них наверняка окажутся внутри орбиты Плутона.

Поскольку свет они не отражают, а масса их равна массе небольшого астероида — обнаружить такие объекты, даже у нас «под носом» — затруднительно.

Однако авторы новой работы вычислили, что такие чёрные дыры могут прекрасно проявить себя через эффект гравитационного микролинзирования (искажений света), особенно, если мимо них будет проходить луч от далёкого гамма-взрыва.

Но самое примечательное, авторы исследования говорят, что маленькая чёрная дыра привнесёт в спектр такого взрыва очень характерную «подпись», определённо свидетельствующую не только о наличии, собственно, чёрной дыры мира бран на пути этого луча света, но и о пятимерности Вселенной (4 измерения пространства, плюс время).

Китон и Петтерс отмечают, что такой поиск уже мог бы выполнить американский орбитальный гамма-телескоп с широким полем зрения — Gamma-ray Large Area Space Telescope (GLAST), запуск которого в космос намечен на август 2007 года.

Кстати, неданво астрономы нашли косвенное свидетельство дополнительных измерений пространства.

NASA разработало широкочастотную инфракрасную камеру

25 мая 2006

Астронавты будут поедать марсианских тутовых шелкопрядов

24 мая 2006

Солнечная система окружена помятой оболочкой

24 мая 2006

Фотообъектив из магазина поймал на мушку планету чужого солнца

23 мая 2006

Найдена близкая во всех смыслах солнечная система

18 мая 2006
  • Антон Брандт  5 марта, 22:53
    так вот откуда лалетин набрался своей ереси, про чд в планетах
  • Борис Минтарский  5 марта, 23:01
    Не... с чорными дырами тема ещё та. Вполне может быть, что внутри каждого атома, невзирая на теоритеческие расчёты, таится целое сонмище микроскопических чорных дыр. В общем — их столько же, сколько демонов на острие иглы, не меньше.
  • Антон Брандт  5 марта, 23:05