Фиги палеолита отметили изобретение садоводства

Этим фигам более 11 тысяч лет. По размеру они заметно меньше, чем плоды инжира, которые мы едим сегодня (фото с сайта news.bbc.co.uk).

Археологи из Гарварда (Harvard University) и израильского университета Бара Илана (Bar Ilan University) раскопали в Иорданской долине несколько плодов инжира эпохи палеолита, отмечая, вероятно, самый ранний пример культивирования плодовых растений.

Окаменевшие винные ягоды датируются 11,2-11,4 тысячами лет назад. И исследователи говорят, что данный инжир – это сорт, который мог вырасти лишь при участии человека. 9 плодов, наряду со 313 меньшими фрагментами, были найдены в доме в ранней неолитической деревне, названной Джилгал I (Gilgal I).

Изучив плоды, учёные заявили, что это — партенокарпический (самоплодный) сорт, который в природе изредка появляется при мутациях, но не может размножаться, так как плод его не имеет косточек. Для размножения такого растения нужно, чтобы кто-то срезал росток и посадил его.

А это значит, что данная находка отмечает начало неолитической революции – перехода от охоты и собирательства к культивированию растений и выращиванию животных. При этом домашний инжир предшествовал выращиванию других важнейших одомашненных культур, таких, как пшеница, ячмень и бобы.

Кстати, фиги были найдены вместе с диким ячменём, диким овсом и желудями. Команда исследователей говорит, люди раннего неолита ещё сочетали культивирование с собирательством.

Тут нужно вспомнить, что ещё в 2003-м, правда, далеко от ближневосточного региона — в Южной Корее нашли одомашненный (как предполагают учёные) рис возрастом 15 тысяч лет. Так что земледелие, по-видимому, началось несколько раньше садоводства.

Узнайте о том, что стоматологию изобрели не так уж давно, «всего-то» в неолите, а вот обувь — аж 30 тысяч лет назад. Читайте также о первом случае употребления молока домашних животных и первых в истории алкоголиках (забавно, что алкоголики появились на 3 тысячи лет раньше людей, пьющих молоко).

В центре Рима найдено захоронение конца бронзового века