Вокруг Беты Живописца обнаружено два протопланетных диска

Вверху – снимок Бета Живописца, сделанный телескопом Hubble. Внизу – пространственное расположение планетных дисков (иллюстрации с сайта hubblesite.org).

Детализированные изображения окрестностей Беты Живописца показали, что вокруг неё вращается не один, а два протопланетных диска. Эти снимки являются очередным доказательством наличия, как минимум, одной крупной планеты, вращающейся вокруг звезды.

Одни из последних снимков главной камеры телескопа Hubble (которая, увы, недавно сломалась), сделанных в диапазоне видимого света, позволили чётко различить вторичный диск, наклонённый относительно основного на 4-5 градусов.

Насколько позволяют различить наблюдения, этот диск имеет диаметр примерно в 40 миллиардов километров, но астрономы предполагают, что он простирается ещё дальше.

До настоящего времени деформация протопланетного диска Бета Живописца была очевидной, но никто не мог точно утверждать, что она собой представляет. Теперь можно сделать предположение о том, что вокруг звезды вращается массивная планета, которая «сметает» за собой вещество, из-за чего и сформировался вторичный диск.

По словам Дэвида Голимовски (David Golimovski), сотрудника университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University), открытие говорит о том, что планеты вокруг Бета Живописца могут формироваться в различных плоскостях. То же самое явление наблюдается и в Солнечной системе, где планеты вращаются в плоскостях, находящихся под наклоном в несколько градусов относительно друг друга.

Пока трудно оценить, насколько массивна планета, находящаяся во втором диске (если она существует). Однако компьютерные эксперименты, проведённые различными коллективами учёных, показали, что если планета формируется в достаточно тонком диске, то, преодолевая гравитационные взаимодействия с ним, она может выйти на наклонную орбиту.

Кстати, это далеко не первый сюрприз от Бета Живописца: это та самая звезда, где недавно было обнаружено аномальное содержание углерода.

Почитайте заодно о другой звёздной системе, где пара протопланетных дисков, вообще, вращается в противоположных направлениях.

Открыт двуглазый гигантский вихрь Венеры