Найдена связь между восприятием и воспроизведением речи у младенцев

Опыт — лучший учитель, ещё раз подтверждает новая работа учёных (фото с сайта physorg.com).

Используя новую технологию, магнитоэнцефалографию, которая измеряет магнитное поле, произведённое активацией нейронов в мозге, исследователи из института мозга университета Вашингтона (Institute for Learning and Brain Sciences) отследили связь между областями мозга, ответственными за восприятие речи и за её воспроизведение у новорождённых, 6-месячных и однолетних младенцев.

Исследователи наглядно увидели, как зона Брока, расположенная спереди левого полушария мозга и ранее идентифицированная как место, где «рождается» речь, постепенно активизировалась в течение первого года жизни младенца.

Об этом говорит Тосиаки Имада (Toshiaki Imada), ведущий автор этого исследования, отчёт о котором опубликован в журнале NeuroReport.

«Мы думаем, что есть связь между восприятием и производством речи, и она сформирована опытом. Мы попробовали определить, когда и как младенцы делают это», — объясняет соавтор работы Патрисия Кул (Patricia Kuhl).

Исследование проводилось на 43 младенцах трёх групп — новорождённых, 6-месячных и однолетних. Специальная программа позволяла фиксировать малейшие изменения в мозговой деятельности с разрешением в миллисекунды.

Выяснилось, что простое восприятие звука не активировало области мозга, ответственные за разговор. Но учёные наблюдали некоторую активацию (у шестимесячных малышей) в зоне Брока, когда им давали прослушать слоги или гармонические аккорды.

К однолетнему возрасту воспринимаемая речь активировала уже и зону Брока, и слуховые области, что, по мнению исследователей, указывало на создание режима взаимодействия зон, отвечающих за понимание речи и за воспроизведение языка.

Авторы работы также сообщают, что маленькие младенцы играют со звуками так же, как с предметами в руках, и это помогает им устанавливать связь между звуками и движениями их языка. То есть, младенцы опытным путём создают связь между услышанным ими звуком, вначале, звуком собственного «изготовления» и теми движениями связок и языка, что они делали, чтобы воспроизвести этот звук. Позднее этот же навык помогает им учиться воспроизводить звуки со стороны.

Эта игра с собственными звуками начинается с 12-недельного возраста и готовит ребёнка к воспроизведению речи, добавляют авторы работы.

Читайте также о том, как учёный записывает на видео всю жизнь своего младенца и своей семьи, вплоть до трёхлетнего возраста сына, чтобы по компьютерному анализу всех фраз, когда-либо сказанных родителями и самим ребёнком (когда он научится говорить), выстроить полную картину обучения маленького человечка речи.



Решение математических задач зависит от родного языка

27 июня 2006

Живые нейроны заставили соединиться в проектированную сеть

23 июня 2006

Солнечный крем может повредить мозг

19 июня 2006

Придумана новая система мысленного письма

9 июня 2006

Учёные пересадили на микросхему фрагмент мозга

5 июня 2006