Планетарные диски тормозят вращение звёзд

Так художник изобразил взаимодействие магнитного поля планетарного диска и звезды (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Группа астрономов под руководством доктора Луизы Ребулл (Luisa M. Rebull) из исследовательского центра телескопа Spitzer (Spitzer Science Center) обнаружила, что газопылевые протопланетные диски существенно тормозят вращение молодых звёзд, вокруг которых они находятся.

Молодые звёзды имеют достаточно механической энергии, чтобы вращаться с большой скоростью (например, совершая оборот за половину земных суток или меньше). И эта скорость могла бы быть намного выше.

Исследователи давно догадались, что должна быть какая-то особенная причина, приводящая к торможению. Одной из них считали газопылевые диски вокруг, правда, очень большой роли в этом явлении им не отводили.

Когда звезда начинает своё существование, она представляет собой медленно уменьшающийся в объёме шар из раскалённого газа, постепенно увеличивающий частоту вращения. В ходе этого процесса «лишняя» материя – газ и пыль — постепенно сжимается в плоскости, перпендикулярной оси вращения, образуя диск, из которого в дальнейшем могут формироваться планеты.

Эти диски, как предполагается в новом исследовании, могут тормозить вращение «своих» звёзд магнитным полем.

Чтобы доказать это положение, учёные обратились к некоторым данным Spitzer. Исследователи изучили поведение 500 молодых звёзд в туманности Ориона и условно рассортировали их на быстро- и медленно вращающиеся.

Такое деление позволило выявить интересную зависимость: вероятность обнаружить газопылевой диск вокруг медленной звезды была в пять раз больше, чем вокруг быстрой.

«Теперь мы можем сказать, что эти диски могут играть определённую роль в торможении звёзд, как минимум, находящихся, в рассмотренном месте. Но помимо этого может быть целая совокупность факторов, действующих совместно. Кроме того, звёзды могут вести себя в других условиях иначе», — полагает Луиза Ребулл.

Но если планетарные диски тормозят звезду, значит ли это, что светила с планетами должны вращаться «спокойнее» тех, что не имеют планет?

Это не обязательно. По словам доктора Ребулл, дискам вокруг изначально медленно вращающихся звёзд может просто понадобиться больше времени для того, чтобы начали формироваться планеты.

В любом случае, вопрос о связи скорости вращения звезды с окружающими планетами будет отдельно интересовать «охотников» за ними.

Читайте также о различных протопланетных дисках: двойных, крутящихся в противоположных направлениях, находящихся вокруг коричневого карлика и вокруг сверхгигантов.

У туристов появилась возможность выйти в открытый космос