Нейробиологи исследовали выживаемость нейронов

Молодой нейрон с ответвлениями (выделен зелёным), протянутыми к другим нейронам, они показаны красным (изображение SIBS).

Будут молодые нервные клетки развиваться, или они погибнут – во многом зависит от того, как они будут взаимодействовать с соседними нейронами. После серии экспериментов к такому заключению пришла группа нейробиологов во главе с Фредом Гейджем (Fred H. Gage), профессором из университета Солка (Salk Institute for Biological Studies — SIBS).

В своих опытах исследователи заражали мышей особым вирусом, который избирательно воздействует на нервные клетки, поражая только молодые, но не повреждая существующие давно. В результате этого воздействия нейроны прекращают выделение NMDA-рецепторов — белков, находящихся на поверхности нейронов и отвечающих за взаимодействие между нервными клетками.

Через некоторое время инфицированные клетки погибли, из чего был сделан вывод, что для нормального функционирования нейронов необходимо поддержание «коммуникации» между ними.

По словам Гейджа, это также говорит о том, что взаимодействие нейронов оказывается жёстким состязанием «взрослых» клеток с новыми. В результате выживают те, у которых окажется больше возможностей к «коммуникации», осуществляющейся за счёт отростков и таких веществ, как NMDA-рецепторы.

Гейдж обращает внимание на то, что опыт проводился с клетками гиппокампа — зоны, связанной с получением новой информации. По мнению учёного, процесс возникновения и выживания новых клеток в этой области важен тем, что во многом отвечает за ход обучения.

Также исследователь напоминает, что с возрастом количество нервных клеток в этой области снижается, а это ведёт к ухудшению познавательных процессов. Поэтому важной задачей для дальнейших исследований он считает изучение стимулирования гиппокампа для создания новых клеток.

О способе выращивания нейронов и стволовых клеток читайте здесь. Кстати, существуют необычные, но вполне научные сообщения о том, что росту новых клеток мозга способствуют алкоголь и даже марихуана.

Разучивать песни птицам мешает голод