Учёные сложили герб Кембриджа из ДНК

Различные крошечные картинки – это только способ демонстрации возможностей аппаратуры. Сами учёные надеются использовать её для более серьёзных и сложных задач (иллюстрация с сайта news.bbc.co.uk).

Оригинал изображения герба Кембриджского университета (University of Cambridge), которое вы видите на этой картинке, по размеру не превышает толщины волоса. Необычно и то, что британские учёные составили его из множества фосфоресцирующих молекул ДНК.

Сделать это им удалось с помощью специальной техники, позволяющей работать с мельчайшими частичками живой материи, не повреждая её.

Этот подход, по словам Дэвида Кленермана (David Klenerman) из Кембриджа, позволяет произвести быструю «документальную съёмку» работы клеток человеческого организма. Раньше существовали способы создания высокоточных изображений, но все они требовали разрушения клетки, и у исследователей не было возможностей увидеть её во время работы.

«Мы знаем много об отдельных молекулах, составляющих клетки человеческого организма, но нам нужно знать, как они работают совместно», — сказал учёный.

Для решения таких задач и был создан метод сканирующей ионопроводящей микроскопии.

Основной частью аппаратуры, использующей эту технологию, является крошечная полая трубка – микропипетка, к которой подводится небольшое напряжение. В зависимости от того, насколько близко пипетка подходит к поверхности, меняется ток, протекающий между подключёнными к пипетке электродами. Соответственно, по значениям тока можно получить представление о том, как располагаются выступы на поверхности.

Этот метод не нов, однако, кембриджским специалистам удалось создать микропипетку меньше всех тех, что были раньше. Теперь учёные могут получать изображения с точностью порядка 10 нанометров.

Этот инструмент может использоваться для изучения таких малых объектов, как, например, ионные каналы в мембранах.

Но ещё более любопытно, что подбирая различные значения напряжения, можно использовать микропипетку для переноса молекул на другие поверхности, что может пригодиться для микробиологических исследований.

Таким путём и было создано изображение кембриджского герба. «Это очень точный метод, и с его помощью мы нарисовали ряд милых картинок из флуоресцирующих ДНК», — сказал Дэвид Кленерман.

Читайте также о создании ДНК-оригами и футбольного поля для наномира.

Учёные создали счастливых мышей