Новорождённые макаки подражают выражению лица

Новорождённая макака повторяет движения. Этот эксперимент можно успешно проводить с детёнышами не более, чем недельного возраста (фото с сайта sciencenow.sciencemag.org).

Долгое время считалось, что повторять за взрослыми мимику, выражение лица, умеют детёныши только высших обезьян. Однако новые исследования, проведённые группой исследователей во главе с Пьером Феррари (Pier F. Ferrari) из университета Пармы (Università degli Studi di Parma), показали, что это доступно также и макакам-резусам.

Феррари вместе с коллегами изучил поведение 21 новорождённого детёныша макак-резусов. Во время эксперимента исследователи держали малышей перед лицом человека, который делал простые движения: высовывал язык, открывал рот, чмокал губами и тому подобное.

Было замечено, что однодневные макаки редко повторяли мимику, которую видели, и подражали только чмоканью губами. Зато дётеныши, которым было по три дня, более отчётливо повторяли такие движения, как высовывание языка, и чаще чмокали губами.

Однако было обнаружено, что семидневные макаки менее активно имитировали мимику исследователей, а к двум неделям они вообще переставали подражать ей.

Видеозаписи экспериментов с детёнышами в возрасте до недели вы можете посмотреть здесь (файл AVI, 3,19 мегабайта) и здесь (файл AVI, 3,85 мегабайта).

Нет ничего удивительного в том, что изученное имитационное поведение долго оставалось без внимания: как стало понятно из исследования, у резусов период такого подражания длится несколько дней, тогда как, например, у шимпанзе – около двух месяцев, а у человека – от двух до трёх. Возможно, из-за лабораторных условий эксперимента этот период оказался немного короче, чем в природе. Но у резусов он, в любом случае, заметно меньше, чем у высших обезьян.

Пока что нет чётких данных о том, что является нейробиологической основой этого поведения у новорождённых резусов. Но исследователи полагают, что здесь дело в работе так называемых зеркальных нейронов, активность которых приводит к копированию увиденных движений.

Раньше мы неоднократно рассказывали о подражании у разных животных: слонов, городских птиц и мышей.

Олени не узнают своих детёнышей по голосам