Летающий паразит заставил сверчков замолчать

Потому и не стрекочут: муха Ormia ochracea делает своё чёрное дело (фото с сайта utoronto.ca).

Что делать, если единственное средство привлечения противоположного пола стало смертельно опасным, а продолжать род всё же нужно? Полевые сверчки Teleogryllus oceanicus с гавайского острова Кауаи разрешили эту дилемму очень интересным способом.

Когда профессор биологии Марлен Зак (Marlene Zuk) из университета Калифорнии в Риверсайде (UCR) перестала слышать стрекотание сверчков, она подумала, что предмет её исследований перешагнул за грань исчезновения.

Каково же было её удивление, когда оказалось, что сверчки просто-напросто затихли, чтобы избежать встречи со смертельно опасным паразитом!

Как выяснила Зак, девять десятых самцов сверчков на Кауаи больше не способны стрекотать из-за генетической мутации, изменившей форму их крыла. И виной тому — маленькая муха Ormia ochracea с очень чувствительными органами слуха.

Этот паразит определяет сверчка по звуку, нападает и откладывает свои личинки прямо на спине самца. А личинки зарываются в тело сверчка, поедая его в течение недели.

По расчётам профессора, мутация крыла началась у сверчков Кауаи в конце 1990-х и к 2004 году распространилась на 91% самцов, существенно сократив их смертность. Но разве неумение привлечь самку не может стать причиной вымирания вида?

Оказывается — нет. Теперь, когда способны стрекотать меньше 10% самцов, происходит следующее: чтобы найти партнёрш для спаривания, тихие сверчки собираются рядом со своими «звонкими» сородичами, подсаживаясь к ним совсем близко, на расстоянии сантиметра, — и ждут «дам». Заметим, обычных стрекочущих сверчков традиционно разделяет как минимум метр пространства.

Учёные говорят, что нашли ещё одно подтверждение тому, что ориентирующиеся по звукам враги, особенно мухи, могут серьёзно способствовать развитию сигналов для спаривания у сверчков.

Что касается паразитов, то раньше мы рассказывали историю и пострашнее: как черви промывают мозги кузнечикам и заставляют их топиться.

Читайте также о секрете спаривающихся сверчков, об установленном ими мировом сексуальном рекорде и о сверчках-наводчиках, которые расстреливают браконьеров.

Биологический гель заменит стёкла в окнах души