Изучена звезда с уникально-быстрым вращением

Альфа Жертвенника в представлении художника (иллюстрация Anthony Meilland/Observatoire de la Côte d'Azur).

Звезда Альфа Жертвенника (Alpha Arae) вращается так быстро, что находится вблизи предела, при котором начнёт разрушаться от центробежных сил. Это удалось выяснить Филиппу Сти (Philippe Stee) и его коллегам из французской обсерватории OCA (Observatoire de la Côte d’Azur).

Эта звезда находится в 300 световых годах от Земли. Она более массивна, горяча и ярка, чем Солнце. Альфа Жертвенника давно интригует учёных окружающем её кольцом газа, вращающимся весьма быстро. Этот газ — не протопланетный диск, оставшийся от периода молодости звезды, а образование, возникшее позже.

Теперь, использовав телескоп VLT Европейской южной обсерватории в Чили (ESO), группа Сти сумела изучить поверхность этой звезды в деталях, эквивалентных выявлению горящей автомобильной фары на диске Луны. И хотя линия, соединяющая эту звезду и Землю, не совпадает с плоскостью вращения звезды, астрономы смогли точно высчитать темп вращения Альфы Жертвенника.

Оказалось, что на экваторе скорость её вращения достигает колоссальных 470 километров в секунду. Так что для вещества звезды, находящегося на экваторе, не представляет особой сложности убегать прочь в космос. Правда, изгоняет ли звезда материю порциями, в виде выбросов-вспышек, или напротив, медленно и постепенно — остаётся неясным.

Многие астрономы давно поддерживали известную теорию, по которой массивные звёзды, подобные Альфе Жертвенника (а таких известно несколько), пополняют необычайно-плотный газовый диск вокруг себя за счёт огромной скорости вращения и катапультирования вещества со своей поверхности. Однако учёных смущало то, что при таком механизме звезда должна вращаться очень близко к пределу разрушения.

Именно такое удивительное положение дел и подтвердило новое измерение французских астрономов.

Добавим, что по скорости вращения с этой звездой могут сравниться лишь нейтронные звёзды, да только те представляют собой сверхплотные миниатюрные «остатки» от взорвавшихся звёзд, и гравитация их столь сильна, что ни о каком разрушении от вращения говорить в их случае не приходится.

Читайте также о маленькой планетке Санта (Santa) в нашей собственной Солнечной системе, которая вращается всего вдвое медленнее скорости разрушения.

Череп-гора пришёлся на Марсе к Лицу