Избыток тестостерона вызывает самоубийство нервных клеток

Компьютерная модель молекулы тестостерона (фото с сайта steve.gb.com).

Неумеренное употребление стероидов — гормонов, использующихся для увеличения мышечной массы, — может приводить к поведенческим нарушениям и даже к самоубийствам. Причина до конца не ясна, но, похоже, исследователи из Йельского университета (Yale University) смогли приблизиться к разгадке этой тайны.

Лабораторные исследования, проводившиеся под руководством профессора Барбары Эрлих (Barbara Ehrlich), показали, что избыток тестостерона приводит к тяжёлым последствиям. В ходе опытов было обнаружено, что в нервных клетках, подвергавшихся действию этого гормона в повышенной концентрации, запускался механизм самоуничтожения.

По словам Эрлих, такое же воздействие может оказывать злоупотребление стероидами, из-за которого содержание тестостерона в организме повышается, что приводит к гибели нейронов. А из-за этого, в свою очередь, нарушается работа нервной системы.

Такое самоуничтожение, или апоптоз, известный также как запрограммированная клеточная смерть, важен для мозга: ведь ему необходимо избавляться от некоторых клеток. «Но если такое происходит слишком часто, и теряется много клеток, это может вызвать определённые проблемы», — поясняет Эрлих.

При избытке мужского гормона этот процесс происходит практически так же, как и при болезни Альцгеймера. «Наше исследование показывает, что ответ клеток на усиленное воздействие тестостерона аналогичен патофизиологическим условиям при этом заболевании», — добавляют учёные.

Характерно, что эксперименты с эстрогеном не привели к аналогичным результатам. Исследователи говорят по этому поводу: «Мы были удивлены, когда обнаружили, что эстроген защищает нейроны. В присутствии этого гормона клетки гибли реже».

Кстати, тестостерон играет важную роль в море и даже в космосе.

Дым сигарет с ментолом усложняет бросок курильщика