Учёные официально объявили об открытии 118-го элемента

На этой компьютерной модели схематически показаны атомы элемента 118, перемещающиеся в ускорителе по направлению к детектору частиц (иллюстрация с сайта llnl.gov).

Сотрудники Ливерморской национальной лаборатории (Lawrence Livermore National Laboratory — LLNL) и их российские коллеги из Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ) объявили об открытии 118-го элемента в публикации в журнале Physical Review C.

Чтобы создать интересующие их атомы, учёные обстреливали ускоренными ионами кальция вращающуюся мишень из калифорния. Этот эксперимент проводился в Дубне на циклотроне У400 в феврале и июне 2005 года.

В ходе опытов исследователи смогли зафиксировать альфа-распад 118-го элемента, приводивший к возникновению элемента 116 (что и являлось подтверждением синтеза элемента 118), а после — элементов 114 и 112.

По словам руководителя ливерморской группы Кентона Муди, (Kenton J. Moody) характер распада полученных изотопов показывает, что в своих экспериментах учёные очень близко подошли к так называемому острову стабильности элементов.

О физических и химических свойствах элемента 118 судить трудно, так как вещество получено в очень малых количествах — всего три атома. Однако физики предполагают, что оно должно вести себя как благородный газ.

Этот элемент, согласно сложившейся у физиков традиции, называют унуноктиум (ununoctium), что с латыни переводится примерно как «один-один-восьмой». Официального названия у элемента пока что нет.

В будущем коллективы из ОИЯИ и LLNL планируют продолжить сотрудничество с целью изучения изотопов в районе острова стабильности. В частности, в 2007 году учёные планируют заняться синтезом элемента 120, бомбардируя плутониевую мишень изотопами железа.

Ранее мы рассказывали о синтезе элемента 113 в Японии, а также о ряде аналогичных открытий, сделанных физиками ОИЯИ и LLNL.

Нобелевка досталась американскому химику