Американские викинги могли проморгать марсианскую жизнь

Экстремальная Рио Тинто и снимок с места посадки Viking 1 (фотографии Rafael Navarro-Gonzalez и NASA).

Посадочные аппараты «Викинг» (Viking), изучавшие Марс три десятка лет назад, вполне могли не заметить марсианскую жизнь, несмотря на специально разработанные эксперименты по её выявлению. Очередное свидетельство в пользу того, что парочка разведчиков Viking, скорее всего, провалила свои главные опыты, появилось в работе Рафаэля Наварро-Гонсалеса (Rafael Navarro-Gonzalez) из университета Мексики (UNAM).

О том, что аппараты NASA, несущие специальные приборы для поиска жизни, были не в состоянии обнаружить её, учёные говорили и раньше. Также специалисты не раз отмечали, что некоторые данные, полученные тогда, в 1970-х, вполне можно интерпретировать как присутствие микроорганизмов. Однако сработала бритва Окамма, и эксперты сошлись на том, что обнаруженная активность марсианской почвы является результатом её химического состава, типа присутствия пероксидов (вот описание биологических опытов «Викингов»).

Теперь Наварро-Гонсалес показал, что чувствительность главного прибора, использовавшегося в Viking для поиска жизни — газового хроматографа и масс-спектрометра (GCMS) — была аж в миллион раз ниже, чем требовалось для обнаружения марсианских микроорганизмов. К примеру, аналогичный прибор не смог найти жизнь в железосодержащих осадках реки Рио Тинто (Испания), которые во многом сходны с марсианским грунтом по составу и в которых кипит микробная жизнь. Не нашёл GCMS жизни и в пустыне Атакама (Чили), одном из самых безжизненных и экстремальных по условиям мест на Земле, где всё же есть бактерии.

Учёные всё ещё пытаются объяснить, почему грунт Марса обладает очень высокой окисляющей способностью и почему он разрушает органические соединения. Помимо чисто «химических» версий, выдвигаются и новые гипотезы. Так Дирк Шульце-Макач (Dirk Schulze-Makuch) из университета Вашингтона (Washington State University, Pullman) и Йоп Хоуткупер (Joop Houtkooper) из германского университета Гиссена (Universität Gießen) предполагают, что странные особенности марсианских песков вызваны экзотической формой жизни.

Речь идёт о микроорганизмах, у которых в качестве внутриклеточной жидкости, в противовес земным существам, выступает не вода, а смесь воды и перекиси водорода. Этот состав помог бы таким организмам выживать в холодном марсианском климате.

О других косвенных следах марсианской жизни, найденных уже в наше время, вы можете прочесть тут и тут. Кстати, может быть, марсианскую жизнь уже нашли, только, как обычно, идут споры о правильной интерпретации полученных данных.

Галактика Андромеды пережила столкновение с галактикой M32