Открыт секрет дальних перелётов летучих мышей

Летучие мыши могут пролетать сотни километров, обходясь без ориентировки по звёздам. По крайней мере, для Eptesicus fuscus это доказано (фото Alamy).

Летучие мыши обладают особенным «встроенным аппаратом», который помогает им ориентироваться в пространстве. Про удивительные сенсорные особенности этих животных известно многое. Но биолог Ричард Холлэнд (Richard Holland) из Принстонского университета (Princeton University) вместе с коллегами выяснил, что эти существа при полёте ориентируются не только на обычные, но очень тонкие ощущения, но и на чувство земного магнитного поля.

При некоторых условиях умение летучих мышей испускать звуковые волны, а после «анализировать» их отражение оказывается не очень полезным. В частности, когда речь идёт о дальних перелётах (во время миграции к местам зимней спячки расстояние до этих районов достигает сотни километров), эти животные явно используют ещё какие-то средства навигации, но какие именно — неизвестно.

Ранее некоторые исследователи предполагали, что летучие мыши при этом используют такие «приметы», как солнечные лучи из-за горизонта или свет звёзд. Другие находили в организме летучих мышей следы магнитных материалов, предполагая, что дело в магнитном поле. Но никаких серьёзных подтверждений этого не было.

Чтобы подтвердить гипотезу об ориентировке этих животных по полюсу, учёные провели эксперимент, результаты которого опубликованы в Nature. Исследователи помещали больших коричневых летучих мышей (Eptesicus fuscus) внутрь колпака, генерирующего сильное магнитное поле, направленное противоположно земному. Причём во время этой процедуры животные могли видеть закат в течение полутора часов.

Когда же летучим мышам после этого предоставили возможность лететь в направлении дома, животные начинали двигаться в неверном направлении. Выходит, что в своих ощущениях они ориентируются не по свету, а по магнитному полю (чувство которого в данном эксперименте было «расстроено»).

Профессор Гарет Джонс (Gareth Jones) из университета Бристоля (University of Bristol), занимающийся изучением поведения летучих мышей, в своём комментарии к этому исследованию сказал, что оно выглядит убедительным доказательством «магнитного чувства» летучих мышей.

Читайте также о том, что летучие мыши ориентируются в темноте с помощью морщин, а помогает им в этом ракетная стратегия. А ещё узнайте про летучую мышь с длиннющим языком.

Летучая мышь показала биологам самый длинный язык