Самая большая звезда галактики удвоилась

На этих снимках в последовательном увеличении изображены туманность с входящим в неё звёздным скоплением, объект Pismis 24-1 и входящие в него звёзды (фото NASA, ESA, J. Maíz Apellániz, Instituto de Astrofísica de Andalucía, Spain).

Самая массивная звезда, известная под названием Pismis 24-1 и имеющая массу в 200-300 раз больше, чем у Солнца, давно озадачивала астрономов. Однако анализ снимков, полученных телескопом Hubble, помог узнать нечто существенное о природе этого объекта.

Небольшое звёздное скопление Pismis 24, в котором находится эта звезда, лежит в сердцевине эмиссионной туманности NGC 6357 из созвездия Стрельца и находится на расстоянии 8 тысяч световых лет от нас. Известно это скопление ещё и тем, что в нём есть сверхмассивные звёзды, испускающие мощное ультрафиолетовое излучение.

Pismis 24-1 считалась самой массивной звездой нашей галактики. Всё бы ничего, но её размеры заметно превышают теоретический предел в 150 солнечных масс для одной звезды.

Однако благодаря тщательному изучению снимков «Хаббла» удалось выяснить, что Pismis 24-1 на самом деле является бинарной звёздной системой, в которую входят две звезды массой примерно по 100 Солнц каждая.

Как показали дополнительные спектрометрические наблюдения, сделанные впоследствии из наземных обсерваторий, один из компонентов этой системы также является двойной звёздной системой. Но она настолько компактна, что даже оптика Hubble не позволяет рассмотреть её объекты. Возможно, после ожидающейся модернизации космического телескопа это станет реальным.

В любом случае, хотя масса каждой этих звёзд-компонентов оказалась очень большой, она не превысила предела в 150 Солнц. А чтобы разобраться с местом расположения этой двойной звезды и масштабами наблюдения, посмотрите этот видеоролик (файл MOV; 12,79 мегабайта).

Кстати, аналогичное открытие было сделано год назад в созвездии Киля, правда, масса не была такой «запредельной».

Читайте у нас о других удивительных бинарных системах в космосе — двойном планемо и магнитной катастрофической переменной.

Старт Discovery украсил ночное небо