Биологи раскрыли секреты песен гиббонов

В своих песнях гиббоны комбинируют в определённой последовательности целый ряд звуков или нот, меняя комбинацию в зависимости от смысла сигнала — чем не зачатки речи? (фото Jim Zuckerman, Gibbon Conservation Center).

Исследователи из британского университета Сент-Эндрю (University of St Andrews) и германского института эволюционной антропологии Макса Планка (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology) расшифровали песни гиббонов в национальном парке Khao Yai в Таиланде.

Биологи обнаружили, что дикие гиббоны в Таиланде «развили» уникальную песню, как естественную защиту от хищников. Причём гиббоны используют её не только для того, чтобы предупредить об опасности членов своей группы, но и дают сигнал сородичам в соседних областях.

Авторы работы объясняют, что заинтересовались песнями гиббонов, потому что, кроме человеческой речи, они являются замечательным примером изощрённой и многосторонней акустической коммуникации у приматов.

Гиббоны известны среди приматов своими громкими песнями, которые слышны на больших расстояниях и обычно раздаются по утрам, соединяя в таком исполнении невидимые «дуэты». Авторы работы говорят, что поскольку гиббоны моногамны, их песни развились как механизм выбора партнёра.

Песни же в ответ на появление представителей кошачьих, змей и хищных птиц ранее также фиксировались учёными, но до сих пор ни одно исследование не изучало такие сигналы подробно и не проясняло — насколько эти песни понимаются другими гиббонами.

«Мы обнаружили, что гиббоны воспроизводят громкие песни в ответ на появление хищников, чтобы привести в готовность и свою семью, и сородичей поблизости, и даже обезьян, живущих в более далёких местах, — сообщают учёные. — Гиббоны, как кажется, используют громкие дальние сигналы, предупреждая обезьян в соседних областях леса. И те группы отвечают им, выдавая правильную песню „Хищник“, демонстрируя тем самым, что они поняли различие между песнями».

«Подобно людям, гиббоны соединяют конечное число различных звуков в более сложные структуры, чтобы передать различные сообщения. Мы установили, что отдалённые особи в состоянии различить различные типы песен и понять то, что они подразумевают. Это исследование — первое свидетельство функциональной справочной системы коммуникации в живущей на воле разновидности обезьян», — добавляют исследователи и далее поясняют важность находки: «Гиббоны, в некотором смысле, соединяют эволюционный промежуток между большими человекообразными обезьянами и „просто“ обезьянами, так что новые данные могли бы пролить свет на то, когда способность к речи развилась в приматах».

Интересно, что ранее биологи из университета Сент-Эндрю обнаружили задатки к воспроизведению речи у мартышек Дианы, а также открыли, что даже некоторые птицы прекрасно различают сигналы тревоги, подаваемые обезьянами своим сородичам при приближении хищников.

Узнайте также о том, насколько богат язык сусликов.

Красные белки развили в себе чутьё брокеров