Пульсар в Крабовидной туманности имеет четыре полюса

Крабовидная туманность, известная также как M1, NGC 1952 или просто «Краб» (фото Kenneth R. Lang/Tufts University).

Пульсар, находящийся в центре Крабовидной туманности, может оказаться первым известным астрономам небесным телом, имеющим больше двух полюсов. Такое сенсационное заявление на 209-м собрании Американского астрономического общества (American Astronomical Society) сделал заместитель директора обсерватории Arecibo Тим Хэнкинс (Tim Hankins) и Джин Эилек (Jean Eilek), его коллега из технологического института Нью-Мехико (New Mexico Tech).

Обычно пульсары имеют пару магнитных полюсов – северный и южный. Однако, по утверждению Хэнкинса, для радиосигнала, исходящего от пульсара Крабовидной туманности, такая простая модель не подходит. Как говорит учёный, дело в том, что этот пульсар обладает ещё одним полюсом, который искажает картину магнитного поля этого объекта.

У некоторых пульсаров (в том числе, и из Крабовидной туманности) помимо главного пульса есть ещё один – так называемый интерпульс. Считают, что каждый из этих пульсов связан со своим полюсом, и они очень похожи друг на друга. Но Хэнкинс и Эилек заметили, что у пульсара Краба основной пульс представляет собой очень короткие и мощные сигналы, тогда как интерпульс – долгие и слабые.

Более того, интерпульс характеризуется таким радиоизлучением, которое никогда не регистрировалось у пульсаров. Пауло Фриере (Paulo Friere), сотрудник обсерватории Arecibo, не принимавший участия в исследовании, но хорошо знакомый с его результатами, сказал, что излучение этого интерпульса – самая странная вещь, с которой он когда-либо сталкивался.

Согласно концепции Хэнкинса, причиной необычного излучения служит ещё один – третий – полюс. Вероятно, возникновение этого образования произошло в ходе формирования пульсара – мощного, сложного и ассиметричного процесса. О том, как и почему события развивались именно так, должны будут рассказать дальнейшие исследования.

К этому Хэнкинс добавил то, что у изучаемого объекта должен быть ещё и четвёртый полюс, «дополняющий» третий, так как все магнитные поля имеют по паре полюсов.

Ранее о загадках Крабовидной туманности мы рассказывали тут.

Читайте также о том, как пульсар подтвердил теорию Эйнштейна. И обязательно узнайте об этих аномальных пульсарах: сбегающем, двойном и раскалённом замёрзшем.

Сверхновая уничтожила Столпы Творения