Мексиканская программа научилась сама сочинять сказки

Есть подозрение, что компьютерные программы сочиняют сказки уже очень давно. «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»… Есть в них что-то нечеловеческое (иллюстрация Димы Логинова к сказке «Рукавичка» с сайта child-library.ru).

Компьютерную программу, которая пишет сказки при минимальном участии человека, разработал мексиканский исследователь — доктор Рафаэль Перез-и-Перез (Rafael Pérez y Pérez) из Автономного университета в Мехико (Universidad Autónoma Metropolitana).

«Моя программа ведёт учёт эмоциональных связей между персонажами, развивая историю, и использует свои знания об эмоциях, чтобы возможные дальнейшие действия были логичными», — рассказывает программист Перез-и-Перез, назвавший своё детище MEXICA (доклад учёного, описывающий программу, принят для публикации в журнале Cognitive Systems Research).

Принцип работы MEXICA, по словам её автора, такой. В начале компьютер получает от человека основную концепцию: «Враг ранил рыцаря. Принцесса вылечила рыцаря. Рыцарь убил врага. Рыцарь вознаградил принцессу. Конец». Программа воспринимает персонажей как переменные и оценивает их шкале от -3 до +3. Главную роль при оценке играют эмоциональные связи между героями — от любви до ненависти.

Кроме того, MEXICA способна распознать напряжённость ситуации, например, в связи с появлением в истории слова «раненный».

Разобравшись с персонажами и их отношениями между собой, программа обращается к своей базе данных, в которой содержатся образцы, называемые разработчиком «атомами».

Компьютер вставляет эти «атомы» в контекст, а затем несколько раз анализирует историю, проверяя её на «интересность». Если получившаяся сказка покажется программе скучной или несвязной, то MEXICA будет вносить исправления, пока не посчитает результат удовлетворительным.

Перез-и-Перез протестировал программу в Интернете, выложив сочинённые машиной сказки против других, обработанных на компьютере или написанных исключительно человеком историй. В итоге читатели поставили мексиканской программе довольно высокие оценки.

Программист говорит, что его творение не претендует на место писателей-людей. Напротив, она должна стать для них полезным инструментом, помогающим раскрыть творческий потенциал.

Читайте также о том, как компьютеры пишут бизнес-новости вместо журналистов, а ещё о программе Creativity Machine, которая выдумывает, изобретает и совершает открытия.



Компьютер обыграл человечество в шахматы

6 декабря 2006

Компьютер назовёт имена будущих убийц

30 ноября 2006

Новая техника вычислит необычное поведение в общественных местах

5 сентября 2006

Двум марсоходам нарастят интеллект

29 мая 2006

Microsoft разработала автоматический синтез круговых панорам

4 мая 2006