Четырёхмерный Везувий убил 300 тысяч человек

Компьютерная модель бушующего Везувия (иллюстрация Neri et al.).

Именно такое число погибших было получено исследователями Национального института геофизики и вулканологии в Пизе (Istituto Nazionale di Geofisica e Vulcanologia — INGV) в процессе построения модели извержения знаменитого вулкана. Однако, как ни странно, над другими 200 тысячами, живущими рядом, Везувий смилостивился бы.

В данном случае, разумеется, речь идёт не о реальном извержении, а о его компьютерной симуляции, сделанной группой исследователей под управлением вулканолога Августо Нери (Augusto Neri) из INGV. Для построения этой модели, которую они называют четырёхмерной (имеется в виду три пространственных измерения плюс время), использовался суперкомпьютер.

Конечно же, такие страшные результаты вулканологи получили, исходя из предположения о том, что население не было эвакуировано заранее. Однако, как ни странно, в случае столь бурного извержения оно оказалось бы не столь опасным для 200 тысяч людей, также живущих поблизости – на север-северо-западе от вулкана.

Эти люди также живут в зоне риска, однако модель сильнейшего извержения показала, что лава добиралась бы до них заметно дольше, и им хватило бы времени, чтобы успеть эвакуироваться, если бы катастрофа началась бы неожиданно.

Как оказалось, столь спасительную «функцию» имеет Сомма – гора рядом с Везувием, фактически представляющая собой его древнюю часть.

Детали результатов моделирования учёные изложили в статье, опубликованной в Geophysical Research Letters. Благодаря построенной модели вулканологи смогли впервые увидеть, что потоки лавы Везувия могут существенно различаться по опасности. «По-видимому, Сомма должна сработать как эффективный барьер для лавы, — говорит Нери. – Однако это вовсе не означает, что благодаря ей люди могут чувствовать себя в безопасности».

В случае извержения эвакуация населения должна происходить по специально разработанному плану, утверждённому местными властями. Согласно ему, полмиллиона жителей 18 городов в радиусе 7 километров могут быть отселены в безопасный район в течение недели.

В заключение напомним о том, что Везувий признан самым опасным вулканом в мире, а значит, в критической ситуации его жерло заткнуть не получится.

Впервые построена полная модель человеческого метаболизма