Запасы воды на Марсе огромны

Карта южной полярной шапки Марса. Шкала толщины в километрах (иллюстрация NASA/JPL/ASI/ESA/Univ. of Rome/MOLA Science Team/USGS).

Южная полярная шапка Марса и прилегающие к ней районы содержат столько водяного льда, что если его растопить, вода покроет всю поверхность планеты слоем толщиной 11 метров. Это установили Джеффри Плот (Jeffrey Plaut) из Лаборатории реактивного движения (JPL) и его коллеги из ряда научных организаций США и Европы по результатам радарной съёмки с европейского спутника Mars Express.

Сам по себе водяной лёд на Марсе — дело неудивительное. Но до сих пор остаётся немало вопросов относительно тонкостей его размещения на Красной планете.

Учёные уже находили водяной лёд глубоко под поверхностью в окрестностях северного полюса, целое замёрзшее море на поверхности вблизи экватора, песочные дюны со льдом и красивое ледяное озеро. И, конечно же, лёд есть в полярных шапках.

Давно известно, что они состоят из векового водяного льда, а также льда углекислотного, который меняет свою массу по сезонам. Однако до настоящего момента точные параметры шапок нуждались в уточнении.

300 виртуальных сечений южной шапки показали, что толщина слоя льда в ней достигает 3,7 километра, как сообщают исследователи в пресс-релизе JPL, при этом площадь её превосходит площадь Техаса.

На большей же части шапки, если судить по карте (под заголовком), толщина льда превышает пару километров.

Более того, оказалось, что обширные слоистые залежи льда простираются и вне видимой глазом полярной шапки, но они скрыты от глаз внешним слоем пыли.

Интересно, что эти слоистые породы — на 90% — замёрзшая вода (о чём говорят радарные «подписи»). Хотя в одном месте прибор показал такой отклик, какой мог бы прийти от тонкой прослойки жидкой воды. Но, если судить по температуре, такое едва ли возможно, заключают авторы работы.

А вот полярная шапка весьма чистая и сияет ярко. И, интересно, там мало пыли и в толще льда — менее 10%.

Учёные также подчеркнули, что в полярной шапке большая часть льда — это именно вода. Углекислотный лёд не мог бы поддерживать такую свою толщину — внизу он подтаивал бы и утекал прочь из-за собственного огромного веса.

Команда также нашла серию скрытых подо льдом депрессий в 300 километрах от полюса. Но об их происхождении пока можно только строить гипотезы: ударные кратеры или некая форма эрозии.

Радар Mars Express продолжает исследовать и северный полярный регион. Так что ждём новостей.

Предложен пилотируемый полёт на астероид