На экстрасолнечной планете впервые обнаружена вода

Художественное изображение HD 209458b в ультрафиолетовом спектре, проходящей перед диском родительской звезды (иллюстрация Steven Simpson).

Впервые учёные получили убедительные доказательства наличия воды на экстрасолнечной планете. Об этом сообщил астроном Трэвис Бармэн (Travis Barman), сотрудник обсерватории Лоуэлла (Lowell Observatory).

Планета HD 209458b — один из так называемых горячих юпитеров. Она является очень удобным объектом для наблюдения, так как проходит прямо перед диском своей родительской звезды.

Теоретически, атмосферы подобных планет должны содержать много воды. Однако, как продемонстрировало недавнее исследование прямых наблюдений HD 209458b, она оказалась совершенно «сухой». Тогда астрономы сделали предположение о том, что причина этого – в густой дымке из других веществ, скрывающей воду, находящуюся на более низких высотах.

Однако, согласно данным Бармэна, всё оказалось не так сложно. Учёный тщательно проанализировал данные наблюдений телескопа Hubble и обнаружил абсорбционные линии в атмосфере планеты на длине волны около 0,9 микрометра. А это является несомненным подтверждением того, что атмосфера HD 209458b содержит воду.

Кстати, учёный добавил, что температура в верхних слоях этой планеты составляет порядка тысячи градусов по Цельсию, поэтому обнаруженные следы водяного пара не могут свидетельствовать о наличии жизни.

В настоящий момент не вполне ясно, почему данные нового исследования отличаются от предыдущих, полученных с помощью орбитального телескопа Spitzer. Различия в этих сведениях, возможно, окажутся важными для понимания особенностей распределения температуры атмосферы этой планеты.

Статья с описанием открытия будет опубликована в ближайшем выпуске Astrophysical Journal Letters.

Несмотря на то, что во многих сообщениях утверждается о том, что это первый случай обнаружения воды за пределами Солнечной системы, это не так. В частности, известно, что спутник SWAS в 2001 передал данные, свидетельствующие о наличии воды вокруг другой звёздной системы.

О разных открытиях, в той или иной мере касающихся HD 209458b, мы рассказывали здесь, тут и тут.

Экспедиция-15 высадилась на МКС