Полностью прочитан геном макаки-резус

Макаки-резусы широко распространены в Азии – от Афганистана и Индии до тихоокеанского побережья Китая (фото J. R. Kaplan с сайта genome.ucsc.edu).

Расшифровка генома макаки-резус (Macaca mulatta) стала важным шагом в серии исследований геномов живых существ. Крупное международное исследование (в нём приняло участие более 170 учёных из 35 учреждений), ведомое специалистами из американского Центра расшифровки генома человека колледжа медицины Бэйлора (Human Genome Sequencing Center), поможет нам лучше понять эволюционные отношения между людьми и их самыми близкими родственниками.

Макака-резус — третий примат (после человека и шимпанзе), который раскрыл тайны своего наследственного кода.

Исследование говорит о том, что макаки-резус отделились от предков человека разумного 25 миллионов лет назад (шимпанзе – 6 миллионов лет назад). Так что, в отличие от генома шимпанзе, геном макаки-резуса отклонился от нашего собственного, человеческого, намного дальше. Среднюю идентичность генетических последовательностей человека и макаки исследователи оценили в 93%.

Наличие полной карты трёх геномов, словно координаты трёх точек при триангуляции, позволит теперь учёным узнать о развитии человека и его предков намного больше, чем если мы могли сравнивать только наш геном и наследственный код шимпанзе.

В частности, особенность, которая найдена у людей, но не у шимпанзе, может быть признана как потеря у шимпанзе, если та же особенность генома присутствует у макаки, но может быть признана как приобретение человека, если это отсутствует и в макаке также.

На этом важность расшифровки генома макаки-резуса не исчерпывается. «Поскольку макаки-резус генетически и физиологически подобны людям, эта обезьяна — наиболее широко используемый в биомедицинских исследованиях нечеловеческий примат. Полное описание его генома повышает полезность этого животного для исследований и улучшает наше понимание базовой биологии видов», — пишут авторы работы.

Макаки показывают большое подобие человеческой физиологии, нейробиологии и восприимчивости к инфекциям и нарушениям обмена веществ. Опыты с ними важны для изучения путей борьбы с ВИЧ и заболеваниями сердца и во многих других исследованиях.

Подробнее — в статье исследователей в Science, а также — целой серии материалов, связанных с данным проектом, опубликованных там же.

Узнайте о том, что даже морской ёж является человеком на 30%, и что обнаружена группа генов, "сделавших" из обезьяны человека.

Ранее также мы рассказывали о расшифровке генома: человека, пуделя, неандертальца, курицы, риса, кофе, крысы, мыши, тополя, пчелы, смертельного микроба, йогуртовой бактерии, кишечной палочки, вируса SARS и даже — самого загадочного биологического объекта.

Жизнь в пещерах роднит шимпанзе с предками человека