Гигантские мыши пожирают птенцов морских птиц

Кровавая баня: мышь бесчинствует в гнезде морской птицы (фото Ross Wanless, Andrea Angel).

Росс Уонлес (Ross M. Wanless), руководитель исследования и аспирант института Перси Фитцпатрик университета Кейптауна (Percy FitzPatrick Institute), предупреждает, что орды гигантских мышей могут привести к исчезновению 22 видов птиц, обитающих на острове Гоф (Gough Island) в Южной Атлантике.

Остров Гоф, расположенный в полутора тысячах километров от южного побережья Африки, необитаем и является домом и местом размножения для 99% альбатросов Тристана (Diomedea dabbenena) и атлантических буревестников (Pterodroma incerta) — всего порядка 10 миллионов экземпляров. Резня, начатая мышами, ставит их всех под угрозу исчезновения в течение нескольких десятилетий.

Обычные домашние мыши (Mus musculus) появились на острове более века назад, в результате крушения кораблей и китобойных лодок. Сегодня эти мыши стали крупнее примерно в три раза, и численность этих агрессивных грызунов превысила миллион.

«До этого на острове Гоф отсутствовали млекопитающие хищники, и он был идеальным местом для гнездования таких птиц, как альбатросы», — говорит Джефф Хилтон (Geoff Hilton), ведущий биолог Королевского общества по защите птиц (RSPB).

Птенцы альбатросов проводят в гнезде первые 8 месяцев. Они практически неподвижны и часто остаются без защиты родителей, которые покидают их на длительное время, чтобы раздобыть пищу.

Видеокамеры зафиксировали, как группа из 10 мышей кормится птенцом альбатроса (мыши прогрызают глубокие раны, от которых птенец умирает в течение нескольких дней).

Стоит заметить, что птенец альбатроса Тристана может весить до 10 килограммов (почти как индюк), в то время как мышь — всего лишь 35 граммов. То есть грызуны нападают на жертву почти в 300 раз тяжелее их самих.

«Всё равно что кошка нападала бы на гиппопотама!» — сравнивает Хилтон.

Учёные считают, что хоть птенцы и могут защититься от других птиц, они не «запрограммированы» отбиваться от новых хищников — мышей (даже тогда, когда они наносят им смертельные раны).

«Для плотоядной популяции мышей, проживающей на одном из самых влажных и ветреных мест на Земле, птенцы – лёгкая пища прекрасного качества. Результат вы видите сами», — подытоживает Ричард Катберт (Richard Cuthbert), биолог Королевского общества по защите птиц.

Результаты исследования опубликованы в журнале Biology Letters.

Читайте также о нашествии диких попугаев и гигантских медуз, а ещё — про предотвращение набегов слонов.

Полностью прочитан геном макаки-резус