Обнаружены коричневые карлики-пульсары

Художественное изображение сияний на магнитных полюсах коричневого карлика, которые могут быть связанными с возникновением радиоимпульсов (иллюстрация National University of Ireland).

Коричневые карлики, эти «недозвёзды», оказались не такими уж и скучными объектами. Как показало исследование, проведённое Грэггом Холлайненом (Gregg Hallinan), астрономом из Национального университета Ирландии (National University of Ireland), коричневые карлики могут быть источниками периодического радиоизлучения, словом, вести себя так же, как пульсары – экзотические объекты совсем другого класса.

Пульсары, открытые около сорока лет назад, до сих пор озадачивают учёных. Эти объекты представляют собой быстро вращающиеся нейтронные звёзды, испускающие мощное радиоизлучение с определённой периодичностью.

Как ни странно, во время наблюдений группы Холлайнена было зарегистрировано сильное излучение в радиодиапазоне от трёх коричневых карликов – объектов, не имеющих ничего общего с пульсарами и даже, с некоторой точки зрения, не являющихся звёздами.

В частности, астрономам, проводящим исследования коричневого карлика TVLM 513 с помощью радиотелескопа VLA, удалось зарегистрировать от него мощные вспышки радиоизлучения, повторяющиеся с периодом 1,96 часа.

По всей видимости, причиной периодичности служит быстрое вращение, вызывающее ускорение электронов, которое в свою очередь становится источником излучения в радиодиапазоне.

Подобный эффект мог также возникнуть, если карлик был бы элементом двойной системы, или если вокруг него вращалась планета. Однако подтверждений этих версий не нашлось.

К сожалению, точно сказать, что происходит на таких коричневых карликах, пока нельзя: радиосигнал от них не такой сильный, как от пульсаров.

В ближайшее время астрономы планируют заняться поиском других радиоизлучающих коричневых карликов, чтобы узнать, насколько такие объекты могут быть распространены в космосе.

О результатах исследования Грэгг Холлайнен рассказал во время своего выступления на собрании Королевского астрономического общества (Royal Astronomical Society).

Читайте на нашем сайте о пульсарах: с четырьмя полюсами, двойном подтверждающем, окольцованном и резво убегающем. И, конечно, о коричневых карликах: искажающем порядок, погружённом в звезду, близком к Солнцу и с железными дождями.

В межзвёздном пространстве впервые обнаружен молекулярный кислород