Найден фуллерен B80

Фуллерен B80. Для удобства изображения показана половина структуры (иллюстрация Boris Yakobson/Rice University).

Новая версия фуллерена, состоящего из атомов бора, найдена учёными из исследовательского коллектива под руководством Бориса Якобсона (Boris I. Yakobson), профессора материаловедения из университета Райса (Rice University).

Фуллерен представляют собой особенную наночастицу – молекулу в форме пространственного многогранника, вписанного в сферу, в вершине которого находятся атомы углерода. Самый изученный представитель фуллеренов – C60.

Ранее никаких модификаций фуллеренов из других атомов учёным не было известно. Однако в результате нового исследования группа Якобсона смогла найти конфигурацию фуллерена — из атомов бора.

К этому открытию физики пришли не сразу. Сначала они захотели вычислить строение фуллерена из кремния. Однако в результате расчётов обнаружилось, что такая молекула будет неустойчивой и попросту «схлопнется». Поэтому исследователи решили выбрать в качестве основы атомы бора, ибо этот элемент – так же, как и кремний – в периодической таблице находится рядом с углеродом.

Первоначально учёные пытались спроектировать простейший фуллерен, состоящий из 60 атомов. У них получился похожий многогранник, состоящий из пяти- и шестиугольников. Однако вычисления показали, что такая структура не сможет быть устойчивой. В связи с этим пришлось добавить по атому в центр каждого шестиугольника.

Так была найдена стабильная версия фуллерена, состоящего из бора. Это простейший вариант, но из-за внесения дополнительных атомов их число составило 80.

Следующим этапом исследования должна быть экспериментальная часть – реальное конструирование B80 на основе сделанных вычислений.

Результаты исследования борового фуллерена опубликованы в Physical Review Letters.

Раньше мы рассказывали только об углеродных фуллеренах, например, об инкрустированных водородных, убивающих блох и мозги, антирадиационных и об их томографии в макрофагах. Также читайте о броневых почти фуллеренах.

Физик и математик вывели уравнения пивной пены