Открыты полярные джеты у коричневых карликов

Объект 2M1207, его газопылевой диск и полярные выбросы в представлении астрономов (иллюстрация ESO).

Эмма Уэлан (Emma Whelan) из Дублинского института передовых исследований (DIAS) и её коллеги-астрономы из Италии, Канады и США обнаружили полярные выбросы вещества у субзвёздного объекта — коричневого карлика.

В очередной раз астрономов удивил коричневый карлик 2M1207, уже не раз фигурировавший в астрономических новостях.

Напомним, это у него астрономам удалось впервые в истории непосредственно отснять экзопланету (снимки этой же системы вы можете также увидеть тут и тут) массой в 5-8 масс Юпитера. И также у 2M1207 был открыт протопланетный диск, удивительный для столь малого космического тела.

Кстати, по данным последних исследований, этот коричневый карлик живёт чуть ближе к нам, чем считалось ранее (173 световых года вместо примерно 200-230), а его масса оценена заново как 21 масса Юпитера (по другим данным — 24), вместо прежней оценки в 25 таких масс.

Теперь, воспользовавшись телескопом VLT Европейской южной обсерватории (ESO) и так называемой техникой спектроастрометрии, исследователи открыли, что этот коричневый карлик выбрасывает со своих полюсов струи вещества, подобно молодым звёздам.

По словам Уэлан, это подводит учёных к мысли, что, быть может, даже у молодых планет-гигантов могут формироваться джеты.

В то время как полярные выбросы у звёзд достаточно ярки для обнаружения, джеты у 2M1207 столь малы, что астрономы едва смогли уловить их. Угловой размер их составляет приблизительно 0,1 арксекунды, то есть размер монетки в два евро, наблюдаемой с расстояния 40 километров. Линейная же длина джетов — 1 миллиард километров. Скорость выброса материала с поверхности коричневого карлика — несколько километров в секунду.

Случай с этими выбросами – не уникален. Чуть ранее та же самая команда астрономов открыла джеты у другого коричневого карлика, но несколько большей массы, чем у 2M1207. Так что последний стал самым лёгким космическим объектом, у которого обнаружено такое явление.

Подробности — в статье авторов исследования в Astrophysical Journal.

Читайте также об открытии экзотических коричневых карликов-пульсаров, о самых маленьких полноценных звёздах Млечного Пути, о размытости границы между звёздами и планетами и первой двойной планемо-системе.

Планетарный робот нырнул на дно самого глубокого колодца