Соседка Суперземли может быть обитаема

Система Gliese 581 расположена в 20,5 световых лет от Солнца (иллюстрация ESO).

Экстрасолнечная планета Gliese 581 c, возможно, вовсе не такая гостеприимная, как считали учёные до сих пор. Однако в той же планетарной системе есть мир, потенциально способный подсластить это разочарование. Так считает Вернер фон Блох (Werner von Bloh) и его коллеги из германского института исследования климата (Potsdam Institute for Climate Impact Research).

Любопытный результат учёные получили в рамках проекта PLACES — по изучению и моделированию планетарных экосфер и их эволюции. Подставив в компьютерную модель развития Суперземли (неофициальное имя планеты Gliese 581 c) её известные параметры, немецкие специалисты пришли к выводу, что в  атмосфере планеты много метана и углекислого газа, которые приводят к сильному парниковому эффекту.

Потому, хотя по параметрам орбиты Суперземля и находится в «обитаемой» зоне, условия на ней больше сходны не с земными, как считалось до сих пор, а с условиями на Венере.

Температуру атмосферы Gliese 581 c новое моделирование определило как 100 градусов по Цельсию, так что жидкой воды там, по всей видимости, нет.

Поясним: обескураживающие данные относятся к знаменитой планете, которую совсем недавно объявили первым пригодным для жизни миром вне Солнечной системы. Подробный рассказ о Суперземле, её родной звезде, истории её открытия и изучения, а также её планетах-соседях вы найдёте здесь.

Однако, если модель эволюции планет в системе звезды Gliese 581, созданная в институте исследования климата, верна, у нас остаётся повод для здорового оптимизма. В той же системе существует планета Gliese 581 d. Она находится намного дальше от солнца, чем Gliese 581 c, но похожа на последнюю по своим физическим параметрам. И если в атмосфере планеты «d» существует тот же сильный парниковый эффект, что и у «c», условия на Gliese 581 d как раз попадают в «зону обитаемости» (до сих пор же её считали слишком холодной).

Новое исследование выполнено «на кончике пера», так что модель фон Блоха нуждается в проверке при помощи новых наблюдений за самими планетами. Тем временем результаты этого моделирования опубликованы на сервере arXiv (смотрите также пресс-релиз института).

Так или иначе, шансы на обнаружение когда-нибудь в будущем планеты с жизнью — возрастают. Недавно общее число известных экзопланет достигло 236, что, с учётом развития астрономической техники, можно считать только началом.

Астронавты отремонтировали Atlantis