Астрономы открыли самые дальние и древние галактики

На этих кадрах показаны шесть самых древних галактик. Возраст Вселенной оценивается в 13,7 миллиарда лет, а расстояние до вновь открытых галактик — 13,2 миллиарда световых лет (фото California Institute of Technology).

Наблюдаемые объекты находятся на расстоянии свыше 13 миллиардов световых лет и, соответственно, представляют эпоху, когда после Большого взрыва прошло всего 500 миллионов лет (менее 4% от возраста Вселенной). О наблюдении первых галактик рассказали лидер команды исследователей Ричард Эллис (Richard Ellis) из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology) и его коллеги из ряда других учреждений.

Используя эффект гравитационного линзирования, исследователи обнаружили свет от раннего населения одних из самых ранних галактик во Вселенной. В качестве гравитационной линзы астрономы воспользовались целыми кластерами галактик, расположенными намного ближе изучаемых объектов, а в качестве инструмента — гавайским телескопом W. M. Keck II. Таким способом удалось обнаружить 6 чрезвычайно удалённых галактик, видимых в период формирования звёзд в них.

Благодаря эффекту гравитационного линзирования свет от этих дальних объектов был усилен в 20 раз.

Ранее астрономы уже ловили свет от самых ранних звёзд, но он был выпущен примерно 13 миллиардов лет назад. Одна из самых ранних пойманных галактик родилась через 750 миллионов лет после Большого взрыва, другая, неожиданно массивная, видна нам в эру, когда Вселенной было 800 миллионов лет. В общем, все ранее открытые объекты находятся ближе (по расстоянию и, соответственно, времени), чем вновь открытая шестёрка.

Как пишет Space.com, один из членов команды в новом исследовании — Дэн Старк (Dan Stark) из Калифорнийского технологического — подчеркнул, что в 2004-м одна из научных групп сообщала об открытии галактик на расстоянии 13,23 миллиарда световых лет, но позднее повторные наблюдения помогли установить, что данное измерение было ошибочным. Так что рекордсменами по дальности/возрасту следует считать нынешние объекты.

Возможно, их анализ позволит лучше понять эволюцию звёздных островов вскоре после окончания «тёмных веков», когда ещё не зажглись первые звёзды. Например — понять, почему произошёл скачок в эволюции (и в числе) галактик в период 700-900 миллионов лет после Большого Взрыва. Кстати, исследователям удалось открыть сразу 300 групп галактик очень большого возраста.

Читайте также о том, как астрономы сумели разглядеть детали устройства галактик, расположенных на расстоянии 11 миллиардов световых лет от нас.

Буря поставила марсоходы на грань безвременной кончины