Слоны научились избегать наземных мин

Майкл Чейз неплохо изучил своих подопечных, но как они «чуют» мины, пока не разобрался (фото Kelly Landen).

Биолог Майкл Чейз (Michael Chase), возглавляющий организацию «Слоны без границ» (Elephants Without Borders), утверждает, что обнаружил очевидную способность изучаемых им в течение 7 лет животных избегать наземных мин. Это показали и слежка со спутника при помощи GPS-коммуникаторов в носимых слонами ошейниках, и наблюдения с земли.

Чейз, который также работает в организации Conservation International (CI), изучает слонов в разорённой гражданской войной Анголе, куда после окончания вооружённых конфликтов в 2002 году из Замбии и Намибии начали возвращаться дикие животные.

Исследователь говорит, что поначалу слоны часто подрывались на фугасах, но в последнее время этого не происходит. Во всяком случае Чейз за три года работы в Анголе раненных и убитых фугасами слонов не видел. Исключением учёный считает те случаи, когда животные оказывались на заминированных участках, спасаясь от преследующих их людей.

«Я пока не знаю, научились ли слоны избегать наземных мин, но мои предварительные наблюдения позволяют предположить, что они могли бы это сделать, — объясняет биолог. — Однажды я через спутник следил за перемещением пяти слонов, которые шли прямиком к известным нам минным полям, но, в конце концов, они обошли эти участки».

«Возможно, слоны способны чувствовать запах мин, — полагает Иэн Уайт (Ian Whyte) из южноафриканского национального парка Крюгера (Kruger National Park). — Не стоит также забывать, что слоны — интеллектуальные животные, которые передвигаются группами. Быть может, они учатся избегать тех мест, где видят, как подрываются другие слоны».

Как видим, пока у учёных есть только догадки. Тем временем в Анголе с 2003 года продолжается очень сложный процесс разминирования, а для слонов создаются безопасные «коридоры».

Ранее мы рассказывали о том, как живётся пингвинам на минных полях, и сообщали, как обнаруживают взрывчатку пчёлы, моль и цветы.

Спасающиеся бабочки прошли скоростную эволюцию