Трёхрукий Eurobot готовится помогать обитателям МКС

Eurobot опускают в бассейн в Европейском центре астронавта (European Astronaut Centre) (фото ESA).

Европейское космическое агентство (ESA) приступило к тестам в моделированной невесомости нового помощника астронавтов — робота по имени Eurobot. Диковинный аппарат, проект которого развивался с 2003 года, теперь проводит целые дни в бассейне.

Инженеры полагают, что управляемая дистанционно машина сможет выполнять многие работы на Международной космической станции.

Его оператор будет находиться внутри МКС, а вот робот сможет действовать и вовне орбитального дома. Eurobot будет переносить инструменты и оборудование, помогать астронавтам, вышедшим в открытый космос, выполнять дистанционный осмотр станции и так далее.

Eurobot создан консорциумом ряда компаний во главе с Thales Alenia Space (фото ESA).

«Всегда существует нехватка времени в течение миссии. Так что любое усовершенствование, способное улучшить использование времени астронавтов, окажется очень желательным», — говорит Жанфранко Визентин (Gianfranco Visentin), глава секции робототехники ESA (Automation and Robotics).

Нынешняя версия Eurobot — это прототип под названием Weightless Environmental Test (WET), то есть модель, специально созданная для тестов в бассейне. Однако она идентична по форме и размерам аппарату, который в конце концов должен отправиться на МКС (подробнее — в новости ESA).

Робот имеет три руки с семью сочленениями каждая. Руки оканчиваются исполнительными элементами — захватами. Причём руки эти будут легко заменяемыми (предусмотрено четыре модификации). Интересно также, что каждый манипулятор оснащён камерой. Плюс главная камера установлена на теле машины.

Робот не только продемонстрировал самостоятельную работу, но и возможность взаимодействия с астронавтами. На этом снимке Eurobot подаёт человеку инструмент (фото ESA/Helmut Rub).

Руки робота одновременно являются и ногами. С их помощью этот аппарат сможет передвигаться по внешней обшивке МКС, цепляясь за поручни (смотрите ускоренное в 9 раз видео, MPEG4, 4 мегабайта).

Кстати, возможно, что в будущем космические роботы позаимствуют у пауков строение суставов. А из роботов, уже построенных и также предназначенных для работы на борту (и вне) космической станции, стоит посмотреть на робота-краба и андроида-астронавта.

Заметим, не всем космическим роботам нужны конечности. Внутри и снаружи станции немалую помощь людям смогут оказать плавающие в невесомости роботы-шары: первый и второй.

Биоскафандры начали давить в нужном направлении