К северному полюсу Марса отправлен спускаемый аппарат

Ракета Delta II, взлетевшая с мыса Канаверал, вывела межпланетную станцию на расчётную орбиту (фото Kevin Stube).

4 августа к Красной планете стартовал американский космический аппарат Phoenix Mars Lander. Он должен помочь учёным лучше понять биологический потенциал Марса.

О Phoenix и задачах миссии мы рассказывали тут и тут. Напомним вкратце, что главная цель посадочного аппарата — взятие проб марсианских льда и грунта, в том числе — с глубины. Анализ образцов будет способствовать расшифровке «истории воды» Марса и поиску ответа на вопрос, могла ли присутствовать жизнь на Марсе в прошлом, и может ли она существовать там сейчас.

Кроме того, химический анализ марсианского грунта должен прояснить, является ли «марсианская Арктика» (хотя бы потенциально) пригодной для микробной жизни?

А ещё Phoenix во время своего спуска произведёт различные измерения в атмосфере Марса по всей её высоте. И, конечно же, аппарат будет выполнять исследования геологии района посадки и климата приполярного района.

Phoenix построен компанией Lockheed Martin при широком участии ряда других фирм и научных организаций (фото Lockheed Martin).

На борту посадочного аппарата Phoenix находятся:

• Рука-манипулятор общей длиной 2,35 метра, оснащённая фотокамерой, а также — ковшом для рытья грунта (на глубину до 0,5 метра) и поставки образцов различным анализаторам;

• Прибор MECA (Microscopy, Electrochemistry, and Conductivity Analyzer) — фактически целый блок приборов для микроскопии (оптический и атомный силовой микроскопы) проб, электрохимического анализа и анализа их электрической проводимости и теплопроводности;

• Прибор TEGA (Thermal and Evolved Gas Analyzer) — комбинация печки и масс-спектрометра;

• Стереокамера SSI (Surface Stereo Imager) — для съёмки высококачественных панорам места посадки — обладает разрешением 1024 х 1024 точки, работает в оптическом и инфракрасном диапазонах и имеет 12 сменных фильтров для съёмок в интересах атмосферных и геологических измерений;

• Камера MARDI (Mars Descent Imager) — для широкоугольной съёмки поверхности Марса в течение последних километров спуска в атмосфере, 1024 х 1024 пикселя, цвет;

• Метеостанция MET (Meteorological Station), как ясно из названия, будет вести различные погодные измерения во время миссии.

Маленькие ракетные движки помогут Phoenix на последних секундах путешествия (иллюстрация Corby Waste/NASA/JPL-Calech/University of Arizona).

Место посадки аппарата находится на такой широте (68-69 градусов), что район развёртывания робота можно назвать марсианским эквивалентом Аляски. Посадка должна состояться через 292 дня – 25 мая 2008 года.

Номинальная программа работы Phoenix на поверхности Марса рассчитана на 90 солов. Напомним, сол — это марсианские сутки, которые на 40 минут длиннее земных.

Астрономы раскрыли тайну кольца G