Медики нашли в костях оружие против диабета

Структура остеокальцина. Ионы кальция показаны в виде фиолетовых сфер (иллюстрация с сайта hanall.co.kr).

Жерар Карсенти (Gerard Karsenty) и его команда из медицинского центра университета Колумбии в Нью-Йорке (Columbia University Medical Center) обнаружили у мышей интересную особенность: кости скелета вырабатывают белок остеокальцин, тем самым влияя на вес и обмен веществ животного.

Оказалось, что остеокальцин регулирует количество глюкозы в крови, воздействуя и на расщепление жиров (читайте пресс-релиз университета).

Ранее считалось, что усиление секреции инсулина, как и любого другого гормона, понижает чувствительность к нему за счёт процесса десенсибилизации — уменьшения в тканях количества рецепторов к этому гормону.

Но остеокальцин не только увеличивает количество инсулина в крови (стимулируя рост бета-клеток поджелудочной железы, отвечающих за его синтез), но и повышает чувствительность к нему (за счёт гормона адипонектина, который остеокальцин заставляет вырабатывать жировые клетки). А с увеличением количества инсулина в крови усиливается процесс сжигания жиров.

Всё началось с открытия той же группы учёных, обнаружившей, что лептин — гормон, высвобождаемый жировыми клетками, — влияет на количество костной ткани в человеческом организме. Тогда и было решено, что наверняка существует и «обратная связь».

Теперь же исследователи могут с уверенностью утверждать, что такая «обратная связь» в виде остеокальцина существует. И что остеокальцин — не просто белок, вырабатываемый остеобластами клеток скелета, но и гормон, выполняющий двойную функцию. А также, что увеличение количества остеокальцина в крови у мышей предохраняет их от развития ожирения и диабета второго типа (даже если они были на диете, богатой жирами).

А что же человек? Ведь известно, что и человеческие кости вырабатывают этот белок.

Регуляция обмена сахара в организме костной тканью скелета (иллюстрация Columbia University Medical Center).

В человеческом организме 206 костей, которые в первую очередь выполняют опорную функцию. Кроме того, у скелета есть кроветворная функция: в костном мозге происходит образование новых клеток крови, и известно также, что костные ткани скелета участвуют в обмене веществ в организме. Однако до сих пор ни одно из исследований не выявило такой интересной двусторонней связи у человека.

«Этот результат (в случае подтверждения тех же взаимодействий у человека) может помочь в создании абсолютно нового и достаточно простого способа лечения диабета 2-го типа», — говорит Карсенти.

«До сих пор все применяемые в лечении диабета второго типа лекарства действовали лишь на количество инсулина в крови, — вторит ему Ману Чакраварти (Manu V. Chakravarthy), эндокринолог и исследователь диабета из университета Вашингтона (Washington University in St. Louis), не принимавший участия в данном исследовании. — Теперь же мы можем рассчитывать на то, что будет задействовано и повышение чувствительности к инсулину».

Сейчас группа Карсенти проверяет влияние остеокальцина на количество глюкозы в человеческом организме, а также продолжает исследовать связь между его присутствием и появлением диабета 2-го типа и ожирением.

Полный текст статьи, посвящённой этому исследованию и опубликованной в журнале Cell, вы найдёте здесь.

Читайте также о вариантах лечения диабета с помощью трансплантации и стволовых клеток, а ещё с помощью инъекции свиных клеток и кофе.

Создан трёхмерный вестибулярный протез