Биологи рассмотрели питьевые каналы кожи ящериц

Один из исследованных видов — жабовидная ящерица. Она же — техасская рогатая ящерица. Она же — рогатая фринозома (фото TPWD).

Ящерицы, обитающие в чрезвычайно засушливых условиях, получают воду весьма необычным способом. Влага, оказывающаяся на поверхности их кожи, проникает в крошечные канальцы между чешуйками и затем попадает через них к уголкам рта животного. Эту особенность учёные раньше представляли себе только в общих чертах, однако Уэйд Шербрук (Wade C. Sherbrooke), сотрудник Американского музея естествознания (American Museum of Natural History), наконец-то разобрался во всех мелочах этого вопроса, прибегнув к использованию точной техники.

Эту систему каналов животные используют не только для получения, но и для накопления воды. Как правило, воду они «добывают» после дождя. Например, ящерицы молохи (Moloch horridus) вскоре после ливня забираются в сырой песок и сидят в нём, пока кожа не впитает в себя достаточно воды.

Снимок канала для хранения и транспортировки воды на поверхности кожи ящерицы в поперечном разрезе (фото Wade Sherbrooke).

«Поначалу считалось, что они потребляют воду прямо через кожу», — рассказывает доктор Шербрук. Впрочем, учёные позже выяснили, что это представление неверно. Как оказалось, кожа ящериц водонепроницаема и хранит драгоценную влагу внутри тела — в отличие, например, от кожи амфибий, «проводящей» воду.

Шербрук и его коллеги из университета Джеймса Кука (James Cook University) решили как следует рассмотреть кожу некоторых ящериц с применением световой и электронной микроскопии.

У молохов они обнаружили на её поверхности сеть трубчатых каналов. Как говорят исследователи, толщина каналов сопоставима с толщиной одного-двух человеческих волос — эта величина обеспечивает капиллярную силу, достаточную для перемещения воды по каналам ко рту. Интересно, что похожей системой ловли и конденсации воды пользуются и некоторые жуки.

Исследовав кожу жабовидной ящерицы (Phrynosoma cornutum), биологи тоже обнаружили аналогичную «водопроводную» систему. Учёные исследовали также семь видов, родственных этой ящерице, но не впитывающих кожей воду, и, естественно, не обнаружили у них никаких похожих капилляров.

У доктора Уэйда Шербрука ящерицы даже на футболке. К какому виду они относятся — наука ещё не знает (фото с сайта animalnetwork.com).

Материал со всеми деталями исследования опубликован в журнале Zoomorphology.

Комментируя эту работу, Курт Швенк (Kurt Schwenk), профессор эволюционной биологии из университета Коннектикута (University of Connecticut), сказал, что это «чрезвычайно тщательно проведённое исследование». Однако, по его замечанию, пока остался непонятым один важный момент — каков механизм, заставляющий перемещаться воду именно ко рту.

Швенк вспомнил о том, что оба вида — и молохи, и жабовидные ящерицы — могут заставлять её двигаться по капиллярам, совершая некие повторяющиеся движения языком, из-за чего она капля по капле попадает в рот. Однако как конкретно это происходит — пока остаётся загадкой.

Читайте также о том, как разные ящерицы поделились секретами клея, бега ради роботов, успешной расцветки и шустрой эволюции.

Кстати, когда-то давно ящерицы были животными со странными, очень странными рёбрами.

Вóроны используют набор инструментов и логику