Астрономы нашли ближайшую нейтронную звезду в изоляции

Изолированная нейтронная звезда «висит» в космосе сама по себе — без остатков взрыва сверхновой поблизости, без звёзд-напарниц и тому подобного (иллюстрация Casey Reed/Penn State University).

Самую близкую к нам нейтронную звезду обнаружили астрономы из исследовательской группы под руководством Роберта Ратлиджа (Robert Rutledge), профессора университета Макгилла (McGill University), с помощью орбитального телескопа Swift. Расстояние до неё оценивается в 250-1000 световых лет.

Звезду, располагающуюся в созвездии Малой Медведицы (Ursa Minor), назвали Calvera — в честь злодея из фильма «Великолепная семёрка» (The Magnificent Seven). Название чисто символическое — этот объект является восьмым по счёту объектом, относящимся к классу изолированных нейтронных звёзд.

«Семь ранее известных изолированных нейтронных звёзд известны под названием „Великолепная семёрка“, а имя Calvera — маленькая шутка с нашей стороны», — признался Дерек Фокс (Derek Fox) из университета Пенсильвании (Pennsylvania State University) — один из открывателей звезды.

Некоторое время назад Роберт Ратлидж сопоставил данные рентгеновской орбитальной обсерватории ROSAT, работавшей с 1990-го по 1999 год, по 18 тысячам объектов с данными каталогов, в которых зарегистрированы объекты в оптическом, инфракрасном и радиодиапазонах. В результате этого исследователь обнаружил, что объект под простым названием 1RXS J141256.0+792204 был зафиксирован только ROSAT, но не замечен ни на одной другой длине волны.

В 2006 году этот странный источник рентгеновского излучения Раттлидж с коллегами решил рассмотреть с помощью Swift. В результате этих наблюдений удалось уточнить координаты данного объекта.

После дополнительных наблюдений с помощью ещё одной космической обсерватории — Chandra — объект был идентифицирован как нейтронная звезда. Заодно учёные смогли окончательно выяснить, что нет никаких других объектов, которые могли бы быть связаны с ним.

Это убеждает в том, что перед нами — одна из так называемых изолированных нейтронных звёзд. Нейтронные звёзды формируются после вспышки сверхновых, а значит, поблизости всегда есть какой-то материал, некогда составлявший звезду до взрыва. Однако изолированные нейтронные звёзды отличаются тем, что — по неизвестным пока причинам — существуют без такого «сопровождения».

Расположение объекта весьма необычно: он находится высоко над плоскостью Млечного Пути. По словам учёных, это положение данная нейтронная звезда заняла, пройдя значительное расстояние. Исследователи всё же считают этот объект остатком сверхновой, но в дальнейшем его ещё предстоит изучить подробнее.

Статья с описанием открытия в скором времени появится в «Астрофизическом журнале» (Astrophysical Journal), а пока с ней можно ознакомиться здесь (файл PDF, 307 килобайтов).

Читайте ещё о нейтронных звёздах — с джетами и о старо-новой, а заодно — о коричневых карликах-пульсарах.

Астрономы объяснили ослабление рентгена молодых звёзд