Археологи откопали древнейшие ульи Ближнего Востока

Археолог пытается снять крышку с задней стороны улья, через которую вынимались мёд и воск (AP Photo / Amihai Mazar, Hebrew University of Jerusalem).

Землёй, «где течёт молоко и мёд», названа Земля обетованная в Ветхом Завете. Интересно, что в его книгах слово «мёд» упоминается неоднократно, но о разведении пчёл там ничего не говорится. Однако недавно археологи из бригады под руководством Амихаи Мазара (Amihai Mazar), профессора Института археологии Иерусалимского университета (Institute of Archaeology — Hebrew University of Jerusalem), во время раскопок в районе древнего города Тель-Рехова (Tel Rehov Excavations) обнаружили остатки пасеки, которые оказались самыми древними как на территории Израиля, так и всего Ближнего Востока.

Тель-Рехов считается одним из городов, игравших важную роль в истории Ближнего Востока. В наше время он находится в руинах, но учёные постоянно получают о нём новые сведения благодаря раскопкам, ведущимся там с 1997 года.

Этим летом археологи обнаружили древнюю пасеку, состоящую из трёх десятков практически неповрежденных ульев. Их, по оценкам специалистов, на этой территории было намного больше — до сотни.

Общий вид пасеки с тремя группами уложенных рядами ульев (фото с сайта rehov.org).

Ульи представляют собой цилиндрические ёмкости длиной около 80 сантиметров и диаметром порядка 40, сделанные из смеси необожжённой глины и соломы. Ульи уложены друг на друга горизонтально в три ряда. Как сказали опытные пасечники, посетившие место раскопок, это хозяйство могло приносить в своё время до полутоны мёда ежегодно.

По словам Мазара, данные радиоуглеродного анализа показывают, что ульи изготовлены в IX—X веке до нашей эры. А значит, перед нами самая древняя находка такого рода, сделанная на Ближнем Востоке.

Вид одного из рядов восточной стороны пасеки. Кстати, исследователи обнаружили внутри ульев фрагменты пчёл и кусочки воска и уже приступили к биологическому анализу этих находок (фото с сайта rehov.org).

Кстати, интересно, что в том же месте обнаружен и алтарь, украшенный фигурками богинь плодородия. Это свидетельствует о том, что древние пасечники пользовались, мягко говоря, неофициальными языческими ритуальными практиками, чтобы улучшить сбор мёда и воска.

Читайте и о других удивительных археологических находках, сделанных на территории Израиля: древнем водопроводе, оживших семенах, силоамском источнике, древнейших украшениях и фальшивой урне брата Христа.

Узнайте заодно о древнейшем семитском магическом тексте в египетской пирамиде.

Найдена человеческая ДНК в артефактах 2-тысячелетней давности