Вчера, в свой 1291-й сол пребывания на Марсе, американский ровер Opportunity (миссия Mars Exploration Rover) впервые осторожно вступил в большой кратер Виктория (Victoria). Но вскоре ему пришлось вернуться.
К краю Виктории (его диаметр составляет 800 метров, а глубина — 70 метров) маленький робот подобрался ещё год назад, однако всё это время он спокойно изучал внешний край кратера, объезжая его по окружности. Во-первых, потому, что и там есть много вещей, достойных пристального внимания учёных, а во-вторых, было неясно — насколько опасным может быть спуск в кратер и сможет ли потом марсоход оттуда выбраться.
За прошедший год ровер передал массу интересных сведений. К примеру, вы можете прочитать наш большой материал о Виктории и её «сочных черниках», а заодно полюбоваться снимком кратера с орбиты, на котором можно разглядеть и сам марсоход.
Правда, в последние месяцы планы исследователей Марса нарушила сильная пылевая буря, из-за которой оба марсохода, работающие на противоположных концах Красной планеты, вынуждены были приостановить активную работу. Но вот буря стала понемногу стихать, а сейчас и вовсе прошла. И Opportunity, и Spirit пережили её и теперь готовы к новым свершениям.
11 сентября менеджеры миссии послали Opportunity команду начать спуск в кратер, где учёные рассчитывают найти массу интересных следов, по которым можно будет «прочитать» далёкое прошлое планеты.
Ровер передал назад «окей» и приступил к выполнению задания. Он миновал край кратера и проехал около четырёх метров по склону, ведущему вглубь, но потом самостоятельно остановился и включил задний ход, вернувшись примерно на три метра.
Дело в том, что «мозг» машины запрограммирован на отказ от спуска в том случае, если датчики зафиксируют опасное проскальзывание колёс, больше чем в 40%. Эта величина была превышена, и ровер решил вернуться почти на исходную позицию.
Никто не хочет, чтобы марсоход соскользнул по красным пескам вниз и опрокинулся. Но это не значит, что исследователи откажутся от попыток пробраться на дно кратера. Джон Каллас (John Callas), менеджер проекта роверов в Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory), говорит: "Мы выполним полную оценку того, что узнали из сегодняшнего передвижения, и используем эту информацию для планирования нового спуска ".