Синхротрон Diamond воссоздаст манускрипты в трёх измерениях

Фотография ускорителя Diamond с воздуха (фото с сайта www3.imperial.ac.uk).

Учёные из университета Кардиффа (University of Cardiff) рассказали о новом способе изучения древних рукописей. Как сообщается, этот метод основан на использовании синхротронного излучения, в качестве источника которого исследователи хотят использовать ускоритель Diamond.

С древности для письма используются чернила, сделанные из галлов — наростов на листьях дуба, называющихся также чернильными орешками. Такое вещество применялось достаточно долгое время, однако оно повреждает материал, на который наносится.

Дело в том, что пергамент, представляющий собой выделанную шкуру животных, содержит коллаген, который после реакции с железом из таких чернил превращается в желатин. А он довольно хрупок, когда сухой, но при контакте с влагой превращается в «желе». Из-за этого некоторые старинные рукописи становятся очень плохо читаемыми. К тому же работа с ними требует очень большой аккуратности.

Профессор Тим Уэсс (Tim Wess) из Кардиффа сообщил, что вместе с коллегами создал компьютерную программу, позволяющую обрабатывать послойные изображения манускриптов и собирать их в трёхмерные модели.

Для получения этих изображений исследователи хотят использовать рентгеновское излучение — оно свободно проходит через пергамент, но задерживается на вкраплениях железа из чернил. Естественно, книгу для такого исследования раскрывать не нужно. Учёные планируют применять для такой работы синхротрон Diamond, о котором мы подробно рассказывали в нашем материале.

Метод интересен тем, что сейчас историки и археологи располагают некоторым количеством свитков, которые не развёрнуты, так как могут быть повреждены при этом. В частности, говорит Уэсс, до сих пор остаются неразвёрнутыми (а значит, и непрочитанными) некоторые кумранские рукописи (Dead Sea scrolls).

О разработке исследователи рассказали на недавнем фестивале Британской ассоциации развития науки (British Association for the Advancement of Science).

Вы спрашиваете, какие манускрипты помог бы изучить Diamond? Ну, например, палимпсест Архимеда. Или книгу из болота. А то и таймырские фолианты