Астрономы обнаружили выжившую планету

Звезда у планеты V 391 Pegasi во время пика фазы красного гиганта около 100 миллионов лет назад, вероятно, выглядела так (иллюстрация HELAS/Artist Mark Garlick).

Новую экстрасолнечную планету, некогда пережившую погружение внутрь раздувшейся звезды — красного гиганта, обнаружили учёные из международного исследовательского коллектива под руководством Роберто Сильвотти (Roberto Silvotti), астронома из итальянского национального института астрофизики (Institute Nazionale di Astrofisica).

Согласно имеющимся данным, V 391 Pegasi — звезда, находящаяся в стадии красного гиганта. Максимум этого этапа развития она уже прошла много миллионов лет назад. Это привело к тому, что диаметр внешней оболочки увеличился примерно в сто раз.

В результате такого расширения орбита объекта, оказавшегося близко к красному гиганту, может существенно измениться. Не исключено, что это может привести и к уничтожению планеты. Тем не менее учёные обнаружили, что вокруг V 391 Pegasi обращается планета, которая миллионы лет назад подверглась воздействию раздувшейся горячей оболочки звезды, фактически погрузившись в неё.

Многие информационные агентства сообщили, что этот случай даёт надежду на спасение Земли после аналогичного бедствия, которое должно постичь нашу планету (обязательно узнайте подробности этой трагедии). Однако, как следует из статьи журнала Nature, освещающей данное исследование, подобный вывод мало оправдан: изученная планета находится в условиях, не схожих с земными.

В частности, дистанция от неё до звезды — 1,7 астрономической единицы (от Земли до Солнца — 1 астрономическая единица); соответственно, период обращения планеты заметно больше — примерно 3,2 нашего года. Её масса также далеко не земная — 3,2 от массы Юпитера.

Кроме того, V 391 Pegasi, хотя и похожа на Солнце, но не вполне обычная звезда.

По словам Сильвотти, процесс расширения красного карлика обычно начинается после того, как он выжигает свой водород. Однако V 391 Pegasi вступила в эту стадию намного раньше. Также исследователи отметили, что у звезды этот процесс сопровождался значительными потерями массы. По мнению учёного, этот случай не аномален, но по такой линии эволюции следует незначительная часть красных гигантов — всего около 2%.

Как говорят астрономы, их исследование демонстрирует своего рода нижний предел удалённости от звезды в 1,7-2 астрономических единицы, при котором планета может в целом остаться невредимой после превращения «родителя» в красного гиганта.

В любом случае данная работа, по-видимому, знаменует собой новый этап экстрасолнечной астрономии — поиск планет, переживших воздействие родительской звезды класса красных гигантов.

Узнайте заодно о коричневом карлике, который пережил погружение в звезду.

Ровер Opportunity попробовал спуститься в кратер Виктория