Обнаружено рисовое поле каменного века

Рисовая плантация в провинции Чжецзян в наши дни. Уборка риса в неолите, видимо, осуществлялась точно так же, как и теперь (фото homepages.ucl.ac.uk).

Исследователи из коллектива под руководством Чен Цзуна (Cheng Zong), доктора биологии из университета Дарема (Durham University), сообщили об открытии самого древнего рисового поля, на котором китайские фермеры работали ещё в раннем неолите.

Занимаясь раскопками на востоке Китая в провинции Чжецзян (Zhejiang), учёные сделали ряд интересных находок, свидетельствующих о том, что рис — традиционная сельскохозяйственная культура этой страны — выращивался с глубокой древности. Это стало известно в результате изучения отложений одного из древних болот.

Среди предметов, которые попались в ходе работы, были самые разные вещи, использовавшиеся в быту и на охоте. Интересно, что среди них были фрагменты глиняной посуды, для создания которой использовался рис в качестве связующего компонента.

Проанализировав отложения, возраст которых составляет примерно 7,7 тысячи лет, исследователи обнаружили, что в то время в изучаемом районе люди целенаправленно выращивали рис. Об этом свидетельствует, в частности, то, что для очистки поля использовался огонь. Кроме того, фермеры предпринимали меры для сохранения наделов от наводнений, которые могли бы повредить урожаю.

Рисовое фермерство процветало там до тех пор, пока неожиданно не поднялся уровень моря. Небольшие дамбы, которые, по-видимому, использовались там для защиты от солёной морской воды, губительной для риса, не выдержали — и море затопило территорию. Произошло это, по словам Чен Цзуна, около 7,55 тысячи лет назад.

Учёные говорят, что площадь была обильно унавожена. Однако трудно установить, связана ли эта особенность с усилиями тогдашних сельхозработников, или же просто навоз был смыт на поле во время наводнения.

Анализ остатков риса показал, что это были дикие растения. Однако, судя по необычно крупным размерам найденной пыльцы, уже тогда делались попытки выведения нового сорта риса.

Подробнее об открытии можно узнать из статьи в Nature.

Ранее другие исследователи открыли одомашненный рис, который можно датировать 15 тысячами лет (правда, только предположительно).

Японская Атлантида входит в историю с подводными камнями