Найден самый древний морской обед

Кусочки охры со следами скобления, найденные в Африке. Масштабные линейки — один сантиметр (фото с сайта bbc.co.uk).

Учёные раскопали в Южной Африке самые древние в мире останки съеденных людьми моллюсков, показавшие, что 164 тысячи лет назад человек впервые дополнил свой обычный рацион (плоды, коренья, мясо животных) морской пищей. Там же найдено одно из древнейших доказательств использования людьми пигментов. Открытие совершила международная команда археологов из США, Израиля, Австралии, ЮАР, Греции и Великобритании.

Исследователи вели раскопки в пещере в местечке Pinnacle Point на южном берегу ЮАР. Пещера эта находится непосредственно на берегу. Но полторы сотни тысяч лет назад море находилось в нескольких километрах от данной точки. Так что древние люди приносили свою морскую еду с берега.

Извлечённые из пещеры останки трапезы насчитывают примерно 15 видов морских беспозвоночных, в основном это мидии, а также здесь найдены кости других животных. Кроме того, тут обнаружена морская уточка — китовый паразит. А это предполагает, что уже 164 тысячи лет назад люди использовали как пищу останки китов.

Участник исследования, Эрин Томпсон (Erin Thompson) из института происхождения человека университета Аризоны (Institute of Human Origins at Arizona State University), пояснила: «Они (древние люди), вероятно, не охотились на китов, но когда киты бывали выброшены на берег, люди, вероятно, считали это хорошим обедом».

В своей статье в журнале Nature учёные пишут, что предыдущие самые старые свидетельства использования Homo sapiens прибрежных морских ресурсов датировались 125 тысячами лет.

Также учёные поясняют важность находки: «195-130 тысяч лет назад климат был непостоянным, но в основном это был ледниковый период. Большая часть Африки была холодной и сухой, и археологические находки, относящиеся к тому периоду — редки. Однако 164 тысячи лет назад на южном побережье Африки люди расширили свой рацион за счёт морских ресурсов. Возможно, именно в ответ на суровые климатические условия. Это могло быть ключом к выживанию людей».

Моллюски стали одним из последних дополнений в рационе человека, перед появлением домашнего скота. Возможно, что моллюски и ракообразные послужили решающим элементом питания, позволившим древнему человеку начать своё распространение из Африки, вдоль морских побережий, в другие регионы.

Кроме отходов с древнего стола, археологи нашли в пещере крошечные каменные лезвия сантиметровой ширины. Они могли быть наконечниками копий и дротиков, а значит — свидетельствуют о вероятном раннем появлении составных инструментов, прежде датированных 70 тысячами лет назад.

А ещё там найдены кусочки охры со следами от инструментов — царапинами. Исследователи полагают, что это — старейшее свидетельство применения красок, предположительно для живописи или нанесения символики на тело. Авторы данной работы отмечают в своей статье, что прежние свидетельства первой человеческой символики относятся к 135-75 тысячам лет. Правда, не вполне ясно, как тогда быть с этим исследованием, в котором куски охры с процарапанным жёлобом (свидетельством получения порошка) датированы 200 тысячами лет.

Любопытно, что генетические и анатомические данные указывают, что сам наш вид возник приблизительно 200 тысяч лет назад (кстати, почитайте о черепах Homo sapiens, возрастом 160 тысяч лет).

Узнайте о том, как человек разумный (в хронологическом порядке): придумал религию, изобрёл обувь и садоводство, одомашнил кошек, начал изготавливать алкогольные напитки, придумал стоматологию, начал выращивать рис и пить коровье молоко.

Новую бутылку можно заполнить всегда