Водород и молнии открыли земное прошлое Венеры

Это компьютерная анимация, изображающая возможный вид одного из районов Венеры во время грозы. Данные о молниях были получены с помощью магнитометра, установленного на Venus Express (анимация ESA/C. Carreau).

Наша негостеприимная соседка Венера некогда была очень похожей на Землю. Очередные убедительные доказательства этого учёные получили в результате анализа информации, поступившей с борта венерианского спутника Venus Express.

Венера — это вторая от Солнца планета, которая всего на несколько сотен километров меньше Земли по диаметру. Однако на этом сходства и заканчиваются. Средняя температура венерианской атмосферы +462° по Цельсию, а её давление у поверхности в 90 раз больше, чем на нашей планете.

Как и современная Земля, Венера некогда была покрыта океанами, — утверждают астрономы. Но теперь там вода содержится лишь в атмосфере и в густых облаках серной кислоты, окутывающей планету.

Есть подозрение, что некогда венерианские океаны «выкипели» из-за парникового эффекта. Подтверждением тому служит высокое содержание типичного для такого явления углекислого газа, доля которого среди компонентов атмосферы составляет 96,5%.

С помощью аппаратуры, установленной на борту Venus Express (кстати, о путешествии аппарата от Земли до Венеры почитайте здесь), были получены сведения о том, ионы каких газов покидают атмосферу.

Как оказалось, в основном это ионы кислорода, гелия и водорода. Интересно, что кислород и водород при этом обнаружились в такой же пропорции, в какой они составляют молекулы воды. По словам доктора Дэвида Гринспуна (David Grinspoon), астронома, работающего в проекте Venus Express, это свидетельствует о «водном» происхождении этих ионов.

Другое подтверждение наличия воды было получено благодаря анализу уровня дейтерия — «тяжёлого» водорода. Как объяснил Гринспун, обычный водород, «оставшийся» после распада молекул воды, быстрее покидает атмосферу, чем «тяжёлый». А значит, по содержанию «остатков» дейтерия можно судить о том, сколько воды на планете было раньше.

Выяснилось, что жидкости некогда было достаточно, чтобы покрыть Венеру четырёхметровым слоем, что по замечанию учёного, соответствует объёму океанов Земли.

Была обнаружена ещё одна особенность венерианской атмосферы, сроднившая её с земной. В результате наблюдений удалось получить убедительные доказательства того, что на Венере есть молнии. Раньше это считалось невозможным из-за специфического состава и состояния атмосферы планеты.

Этот фактор указывает на то, что миллиарды лет назад Венера и Земля были очень похожи. По сравнению исследователей, это были будто бы близнецы, которых разлучили вскоре после рождения и которые стали в дальнейшем развиваться по-разному.

Об этих открытиях рассказывает целая серия статей в недавнем выпуске журнала Nature.

Читайте также о недавних исследованиях Венеры, кое-что рассказавших о возрасте её поверхности, двуглазом вихре и делах на её южном полюсе.

Обнаружены белые карлики с углеродной атмосферой