Открыта спиральная галактика с обратными рукавами

Чтобы «раскусить» NGC4622, исследователям пришлось рассматривать её в различных цветах, а также выполнить ряд преобразований с изображением этого далёкого звёздного острова (фото с сайта physorg.com).

Жене Бёрд (Gene Byrd) и Рон Бута (Ron Buta) из университета Алабамы (University of Alabama), Тэрш Фриман (Tarsh Freeman) из коллежда Бевилл (Bevill State Community College) и Сетэйнн Говард (Sethanne Howard) из обсерватории ВМС США (The United States Naval Observatory) открыли галактику, несколько рукавов которой раскручиваются в противоположных направлениях.

Эта необычная галактика называется NGC4622 и находится на расстоянии 200 миллионов световых лет от нас в созвездии Центавр. Исследователи выполнили тщательный анализ изображений этой галактики, полученных несколькими годами ранее, и открыли в её внутренней части пару спиральных рукавов, ориентированных в сторону, противоположную паре рукавов внешних.

Поясним, речь не идёт о звёздах, летящих по орбитам вокруг центра галактики в «неправильную» сторону. Речь именно о форме и ориентации рукавов спирали, представляющих собой волны плотности материала (это как пробки на шоссе — они находятся на одних и тех же местах, хотя машины (звёзды), их составляющие, регулярно меняются).

Так вот, астрономы считают, что во всех нормальных спиральных галактиках рукава являются отстающими, то есть раскручиваются (если считать от центра к краям) в направлении, противоположном направлению вращения материи в галактике.

А в NGC4622 видна пара мощных рукавов внешних и пара слабых рукавов внутренних (их теперь и сумели открыть американские астрономы), ориентированных в противоположные стороны друг по отношению к другу.

Обработанное изображение чудо-галактики показывает внешние спиральные рукава (один из них отмечен белыми точками), раскручивающиеся по часовой стрелке, и внутренние (один из них помечен чёрными точками), раскручивающиеся против часовой стрелки (иллюстрация с сайта physorg.com).

Стало ясно, что одна из этих пар ведёт себя не так, как рукава в обычных галактиках, то есть раскручивается в направлении, совпадающем с направлением перемещения газа и звёзд. Такое странное положение дел команда астрономов подтвердила разными методами.

Причём анализ снимков NGC4622 позволил установить, что аномальная или «ведущая», «лидирующая» пара рукавов — это рукава внешние, на которые учёные смотрели давно, а правильная — та самая, вновь открытая и столь плохо заметная пара — внутренняя.

Кроме них, авторы работы открыли там же ещё более слабые одиночные рукава — один внешний и один внутренний, также направленные навстречу друг другу.

«Существование галактики с „обратными“ рукавами может быть неудобной правдой, но наш последний анализ указывает, что это — действительность», — заявил Бёрд.

Некоторые снимки этой галактики позволили рассмотреть в её центре пылевую перемычку, которая навела астрономов на предположение о причине столь странного поведения рукавов. Возможно, NGC4622 некогда поглотила меньшую галактику-спутник.

Исследование Бёрда и его коллег опубликовано в Astronomical Journal.

Противоречивое раскручивание спирали галактики, впрочем, не самый удивительный пример комических чудес. Тут вспоминается звезда, обладающая сразу двумя протопланетными дисками, реально вращающимися в противоположных направлениях, а ещё звезда, обладающая двумя протопланетными дисками, наклонёнными под углом 5 градусов друг к другу.

Запуск спутника Марса отложен из-за конфликта интересов