Дату изобретения обуви отодвинули ещё на 10 тысяч лет

На фото показаны исследованные фаланги пальцев стоп: верхний ряд косточек принадлежит российскому «найдёнышу» (27,5 тысяч лет), второй — китайскому (40 тысяч лет), третий — человеку среднего палеолита, и последний — неандертальцу (фото Erik Trinkaus).

Люди начали создавать и носить обувь около 40 тысяч лет назад — cделал вывод археолог Эрик Тринкаус (Erik Trinkaus) из университета Вашингтона в Сент-Луисе (Washington University in St. Louis), проанализировавший вновь найденные косточки ступней древних людей.

Ранее тот же учёный предположил другую дату изобретения обуви (26-30 тысяч лет), но новые данные позволили прибавить к ней ещё около 10 тысяч лет.

Самая древняя найденная обувь (сандалии) датируется примерно 10 тысячами лет до нашей эры, так как она, как и многие другие предметы быта, очень быстро разрушается. Поэтому по самой обуви дату её изобретения выяснить не просто.

Чтобы определить наличие в «гардеробе» древних людей чего-либо, хотя бы отдалённо напоминающего современную обувь, археологи стали изучать кости ног и ступней человека. Выяснилось, что длительное ношение любой обуви (или хотя бы закреплённой на ноге подошвы) приводит к изменению строения фаланг средних пальцев ступни.

«Если вы регулярно носите кроссовки или сандалии, то основное давление приходится не на средние пальцы ступни (как при хождении босиком), а на большой палец», — поясняет Тринкаус.

Не так часто археологи обнаруживают останки древних людей и ещё реже находят кости пальцев ног. Поэтому когда из Китая пришло известие, что найдены две фаланги пальцев ступни (датированные 40 тысячами лет назад), Тринкаус и его соратник Хун Шан (Hong Shang) из китайской академии наук (Chinese Academy of Sciences) бросились изучать находку.

После этого они исследовали скелет человека возрастом 27,5 тысяч лет, найденного в России, скелет неандертальца, а также два других скелета, принадлежащих людям, более близким к нам по времени (один из этих людей носил обувь, второй – нет, это было достоверно известно).

Сравнив размеры косточек, учёные обнаружили, что китайский и русский скелеты обладают более тонкими фалангами средних пальцев ступни, нежели неандерталец. В подтверждение своей теории учёные обнаружили ту же закономерность у современных народов Америки.

О своих умозаключениях они рассказали в статье в «Археологическом журнале» (Journal of Archaeological Science).

«В эпоху палеолита начиналось развитие культуры человека. Обувь так же, как и первые инструменты, и зачатки искусства – является неотъемлемой частью того мира, кусочком мозаики, которую нам необходимо изучить», — говорит Эрик.

Некоторые учёные не соглашаются с выводами Тринкауса, считая, что неандертальцы вполне могли создавать некоторое подобие обуви, ведь жили они в весьма холодные времена.

Эрик не возражает, но всё же придерживается своей теории, ведь и сейчас некоторые народности не носят обувь (по крайней мере, обувь на твёрдой подошве), несмотря на то что проживают в районах, где низкая температура не редкость.

Читайте также о том, когда человек начал краситься, использовать искусственные глаза и ритуальные зубные протезы, строить пасеки, поедать морских моллюсков, пить молоко и шоколадное пиво. Ещё узнайте о том, как чехи оспаривают любовь к лягушатине.

Под лавой и пеплом впервые обнаружен римский трон